Археолог: особенности профессии, где учиться и сколько зп

Содержание:

2 Если вам нужны черепа для культистских обрядов, то вам в археологию

Коллеги Индианы Джонса постоянно возятся на заброшенных кладбищах (если совсем повезло — языческих) и постоянно находят там какие-то скелеты. Сначала это жутко, потом завораживает, потом становится рутиной. Главное, чтобы, как в предыдущем пункте, не дошло до панибратских отношений с мертвецами.

У меня есть друг, чрезмерно угорающий по всевозможной культистской атрибутике, в том числе и загробной. Однажды мы пришли в археологический кабинет к знакомой девчонке-археологу, и тот полез к ней с расспросами о черепах. Та шутку не поняла и притащила ему полную коробку скалящихся мертвых голов на выбор — как щенков на блошином рынке. Пришлось брать одну трясущимися руками и делать вид, что так и задумано. А теперь вопрос: насколько часто к той барышне приходили за человеческими черепами какие-то фрики, если она начала понимать их с полуслова?

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • ОП • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я

  • Аба́шевская культура
  • Аборигены
  • Аборигинализация археологии
  • Абсолютная датировка
  • Австралопитек
  • Автохтонизм
  • Автохтонный
  • Автохтоны
  • Адаптационизм
  • Азильская культура
  • Аксессуар
  • Аксиоматизация археологии
  • Аксиомы археологии
  • Актуализм
  • Аллель
  • Аллофакт
  • Алтайская языковая семья
  • Анализ
  • Аналогия
  • Андроновские культуры
  • Антиквариат
  • Антропоиды
  • Антропология
  • Ареал (археология)
  • Ареал (генетика)
  • Аренсбургская культура
  • Артефакт
  • Архантроп
  • Археологическая культура
  • Археология
  • Археология теоретическая
  • Археология экспериментальная
  • Архетип
  • Аскола культура
  • Ассортативность
  • Аутосомные маркеры
  • Афанасьевская культура
  • Афонтовская культура
  • Ахмарская (эрк-эль-ахмарская) культура

Как стать археологом

Для получения профессии археолога нужно закончить исторический факультет с этим направлением или же окончить факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

Какие навыки нужны

Чтобы стать археологом, пригодятся следующие навыки:

Эрудированность. Археолог должен быть эрудированным в самых разнообразных сферах – начиная с истории и заканчивая физикой.
Умение чертить. Профессия археолога требует составление схем и подробных планов.
Владение фототехникой

Процесс раскопок и находок важно фиксировать.
Навыки скалолазания и владения альпинистским или дайверским оборудованием.
Коммуникабельность. Долгое время необходимо провести с одними и теми же людьми

Нужно уметь договариваться и решать конфликты.
Готовность к монотонной работе. Раскопки могут затягиваться, и для работы лопатой и кисточкой нужно иметь терпение.
Аккуратность
Артефакты требуют бережного отношения.
Внимание к деталям. Археолог должен уметь анализировать и делать выводы из мелочей и порой не самых видных признаков.
Аналитические и дедуктивные способности
Археолог должен уметь соединить знания из разных областей и провести сравнительный анализ.

Какие предметы нужно сдавать на археолога

На археолога нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Иногда понадобятся: черчение, физика, биология или химия.

Сколько учиться после 9 и 11 класса

Если Вы хотите стать археологом после 9 класса, то нужно пойти в колледж по направлению «История», а после поступить в ВУЗ по направлению «Археология».

Если Вы решили пойти учиться после 11 класса, то стоит сразу нацелиться на вуз.

Обучение после 9 класса в колледже составит 3 года и 10 месяцев. После 11 класса – 2 года 10 месяцев.

Обучение в вузе составляет минимум 4 года.

Возможно ли дистанционное обучение

Дистанционное обучение по данной специальности невозможно. Но можно на базе полученного высшего образования пройти дистанционные курсы повышения квалификации

История термина «археология»

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений (Ῥωμαϊκὴ Ἀρχαιολογία). В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием Ἰουδαϊκὴ Ἀρχαιολογία. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают.

Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином своё сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определённое значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Литература по археологии

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

Учебные пособия и справочники по общей археологии

  • Археология: Учебник / Под ред. акад. В. Л. Янина. Москва: Изд-во МГУ, 2006.
  • Клейн Л. С. Археологический источник. Учебное пособие. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978.
  • Ehrich, R. H. (ed.) 1992 Chronologies in OldWorld archaeology.

Библиография по ближневосточной археологии

  • Ilan, D. 2003 The Middle Bronze Age (circa 2000—1500 B.C.E.).
    In Near eastern archaeology: a reader (ed. S. Richard), pp. 331–342.Winona Lakes, IN: Eisenbrauns.
  • Richard, S. 2003a The Early Bronze Age in the southern Levant.
    In Near eastern archaeology: a reader (ed. S. Richard), pp. 280–296. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.
  • Richard, S. (ed.) 2003b Near eastern archaeology: a reader. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.

Литература по частной археологии

Археологическая книга по определенным эпохам или регионам статьи по археологическим культурам.

  • Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке. Москва, 1983.
  • Кузьминых С. В., Агапов С. А. Медистые песчаники Приуралья и их использование в древности //
    Становление и развитие производящего хозяйства на Урале. Свердловск, 1989.
  • Никитин В. В. Медно-каменный век Марийского края (середина III – начало II тысячелетия до н. э.). Йошкар-Ола, 1991.

Научные статьи по археологическим культурам

В порядке: название культуры, автор (древнеямная будет располагаться в конце — как ямная).

  • Бадер О. Н., Халиков А. Х. Балановская культура //
    Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев /
    Археология СССР. Москва, 1987. С. 76-83.
  • Крайнов Д. А. Волосовская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР.
    Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев / Археология СССР. Москва, 1987. С. 10-27.
  • Матвеева Г. И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981.
  • Насибуллин Р. Ш. К проблеме этнической принадлежности носителей именьковской археологической культуры //
    Вестник Удмуртского университета, 6. Ижевск, 1992.
  • Семёнов В. А. Этнокультурные компоненты поломской культуры //
    Новые исследования по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1989. С. 20-33.
  • Воронин К. В. К вопросу о происхождении и развитии культуры с сетчатой керамикой бронзового века //
    Тверской археологический сборник. Вып. 3. Тверь, 1998. С. 308-323.
  • Бадер О. Н., ХаликКрайнов Д. А. Фатьяновская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР.
    Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев / Археология СССР. Москва, 1987. С. 58-75.
  • Мерперт Н. Я. Древнеямная культурно-историческая область и вопросы формирования культур шнуровой керамики //
    Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. Москва, 1976. С. 103-127.

На главную

Археология :

Палеолит |
Мезолит |

Мегалиты |

Доместикация |

Предыстория Америки |
Предыстория Евразии |
Древнейшая история Африки |
Доисторическая Океания |
Первобытная Австралия |

История России
Сведения археологу |
Специальная археология |
Авторские статьи (в т.ч. о
Пенайских банках)
Библиотеки и музеи |
Антропология |
Языки |
Письменности |
Страны |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по археологическим ресурсам:

На русском языке: древнейшая история, культуры древности, новости археологии,
археологические ресурсы, справочные сведения археологу, исторические общества, литература о доисторических цивилизациях,
древние системы мер, каталоги предметов материальной культуры, исследование артефактов;

На английском языке: archaeologic web.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 14.12.2020

4 Пьяных археологов патологически тянет на метафизику

Археологи, ясное дело, пьют. Делают они это также, как и работают — деловито, настойчиво, тихо сцеживая матюки. Если до ближайшего магазина десять километров — идут и возвращаются с бутылками. Если пятьдесят — идут и возвращаются с бутылками, но позже. Настырное ремесло рождает настырных людей.

Потом все садятся и Беседуют. Беседовать можно обо всем, но лучше о какой-то социально-философской лабуде, вроде гомосексуализма и его связи с «платоновской пещерой» или феномена пьяных танцев как частного случая маятника Фуко. Потом все точат лопаты, готовясь к новым нашествиям фриков, клептоманов, алкашей и озабоченных. Хорошо пить с археологами.

Увлекательный мир археологии

Всеобщее увлечение археологией началось с классических археологических открытий XIX века (рис. 1.3), и, в частности, с обнаружения библейских ассирийцев Месопотамии и Древней Трои. Сегодня археология является в той же мере частью популярной культуры, как футбол или автомобили. Тысячи людей развлечения ради читают книги по археологии, вступают в археологические общества, ходят на лекции о нашем прошлом. О таких открытиях, как эффектные захоронения Сипан в Перу (рис. 1.4) (Альва и Доннэн, 1993) и наскальная живопись каменного века в пещере Шаво во Франции, газеты всего мира сообщали на первых страницах (см. вставку «Открытия»).

Рис. 1.3. Англичанин Остин Генри Лейярд переправлял свои ассирийские находки из Древней Ниневии по реке Тигр на деревянных плотах, которые для усиления устойчивости и плавучести дополняли сосудами из козлиных шкур, наполненных воздухом. Когда плот достигал Персидского залива, то воздух выпускали, сосуды отправляли обратно на ослах, а деревянные конструкции продавали. Сами ассирийцы пользовались похожими речными судами

Рис. 1.4. Манекен в церемониальных одеждах воина — священника народа моче. Подобные одежды были найдены в царском захоронении 400 года н. э. в Сипане, Перу. Властители Сипана — одно из величайших археологических открытий XX века

Археология на диване — это одно, а почувствовать прошлое и прикоснуться к нему самому — совсем другое. Памятники старины излучают неотразимое очарование. Самолеты и пакетные туры превратили археологический туризм в большой бизнес. Пятьдесят лет назад только богатые и привилегированные люди могли позволить себе тур по Нилу, посещение классических греческих храмов и исследование цивилизации майя. А теперь туристические компании доставят вас в Египет, к Пантеону (рис. 1.9), в Теотиуакану в Мексике (рис. 15.12). Колоссальные пирамиды в Гизе в Египте (рис. 16.5) и руины Тикаль в Гватемале (рис. 15.2), окутанные светом полной Луны, — такие виды потрясают до глубины души. Посидеть в огромном амфитеатре в Эпидавре (Греция), услышать строфы Эврипида, декламируемые в идеальны акустических условиях, — все это очень трогательно и незабываемо. Золотой саркофаг Тутанхамона (рис. 1.2) или гигантская голова ольмека со злобной гримасой на лице (рис. 17.7) уносят нас в царство, где правит подвиг и чувства кажутся на порядок выше. Бывают моменты, когда отдаленное прошлое захватывает нас, успокаивает, замедляя ритм жизни, и ободряет, предлагая непознанную в полной мере модель человеческого существования. Мы удивляемся достижениям древних, приводящему в трепет наследию человечества.

Работа археологов

Археологические раскопки в Gran Dolina (Атапуэрка, Испания)

Археологи изучают своими методами археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторический научный багаж. Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.

Одним из видов раскопок являются так называемые охранные раскопки, которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно.

Существует также экспериментальная археология, которая заключается в воссоздании древних технических приёмов, реконструировании орудий труда, предметов быта, оружия и изучение их производительности и других параметров. Иногда воссоздаётся даже картина всего образа жизни того или иного древнего общества.

Сам по себе каждый найденный объект невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и так далее.

Чтобы установить время создания или использования предмета, используют различные методы: стратиграфический метод (учитывают, в каком слое он лежал, каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и другие методы.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах.

Где можно получить профессию археолога?

МАСПК приглашает пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению Архиология, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – кафедра археологии;
  • Волгоградский государственный университет – кафедра Археологии и зарубежной истории;
  • Московский педагогический государственный университет – кафедра истории древнего мира и средних веков;
  • Иркутский государственный университет – кафедра археологии, этнологии, истории Древнего мира;
  • Южный федеральный университет – кафедра археологии и истории Древнего мира;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук — программа «археология».

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать

А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек». (Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого, находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно». (С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)  

Виды археологической науки

Археологическую науку можно разделить на следующие направления:

  • методы физического и химического датирования, которые предоставляют археологам абсолютный и относительный хронологии
  • артефакт исследования
  • экологические подходы, которые предоставляют информацию о прошлых ландшафтах, климате, флоре и фауне; а также диета, питание, здоровье и патология людей
  • математические методы обработки данных (в том числе компьютерные)
  • дистанционное зондирование и геофизические исследования методы для скрытых особенностей
  • науки о сохранении, предполагающий изучение процессов распада и разработку новых методов сохранения

Такие методы, как каменный анализ, археометаллургия, палеоэтноботаника, палинология и зооархеология также образуют суб-дисциплины археологической науки.

Методы свиданий

Археологическая наука имеет особую ценность, когда может предоставить абсолютные даты для археологических раскопок. слои и артефакты. Некоторые из самых важных знакомства методы включают:

радиоуглеродное датирование — особенно для датирования органических материалов

дендрохронология — для датировки деревьев; также очень важно для калибровки радиоуглеродных дат

термолюминесцентное датирование — для датировки неорганического материала (в том числе керамики)

оптически стимулированная люминесценция (OSL) — для абсолютного датирования и относительного профилирования подземных поверхностей в вертикальных и горизонтальных стратиграфических разрезах, чаще всего путем измерения фотонов, испускаемых из зерен кварц в осадочных телах (хотя этот метод также может измерять калиевый полевой шпат, осложнения, вызванные мощностями дозы внутреннего облучения, часто способствуют использованию анализа на основе кварца в археологических исследованиях)

электронный спиновой резонанс, как используется (например) при датировании зубов

калий-аргоновое датирование — для датировки (например) окаменелости гоминид остатки, связанные с вулканическими отложениями (сами окаменелости напрямую не датируются)

Исследования артефактов

Другой важный раздел археометрии — изучение артефактов. Археометристы использовали множество методов для анализа артефактов, чтобы узнать больше об их составе или определить их . Эти методы включают:

  • Рентгеновская флуоресценция (XRF)
  • масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС)
  • нейтронно-активационный анализ (NAA)
  • сканирующая электронная микроскопия (SEM)
  • спектроскопия лазерного пробоя (LIBS)

Свинец, стронций и кислород изотопный анализ может также тестировать человеческие останки, чтобы оценить рацион и даже места рождения участников исследования.

Анализ происхождения может определить первоначальный источник материалов, используемых, например, для создания определенного артефакта. Это может показать, как далеко продвинулся артефакт, и может указывать на существование систем обмен.

5 Научный руководитель на раскопе — это конунг, а мы — его дружина

Если вы когда-нибудь плавали грабить Константинополь, то вы примерно понимаете, какая атмосфера царит на нормальном раскопе. Научник здесь — не для красоты, а чтобы направлять свою ораву отеческим лещом и мудрым словом. Иначе они реально выкопают метро или пробудят что-то нехорошее на старом кладбище (хороший сюжет для хоррора).

Ни в одной академической дисциплине физическая сила и размеры не имеют такого значения, как в археологии. Гениальный физик может всю жизнь провести в инвалидном кресле — все отнесутся с пониманием и сочувствием. Но хороший научрук на раскопе должен быть внушительным. Идеальный — еще и самбистом или боксером.

Не раз был свидетелем того, как научник заставляет почти буквально ссаться от ужаса перваков, которые напились на практике и начали буянить. Зафиксированы легендарные случаи, когда археологи дрались с деревенскими, а научрук бился в самой гуще, как флагман, даже если уже седовлас и подслеповат.

6 Археологи обожают розыгрыши. Почти всегда — невероятно тупые

Как-то раз мы подкинули в грунт на раскопе ржавый здоровенный гвоздь. Его вскоре нашли девчонки и потащили к научнику. Тот взглянул на железку и сразу пришел к выводу о том, что это — наконечник копья. Скорее всего, марийский. Скорее всего, века десятого, переделанный из древнего скифского кинжала (если судить по характерной форме, конечно). Всем вдруг стало страшно. У нас уже был один такой профессор, который по одному черепку написал целую диссертацию, сотрясающую основы всей исторической науки. Пришлось рассказать о гвозде — иначе дальше было бы только хуже.

Другой пример дебильного розыгрыша: несколько девчонок с раскопа измазали себя помадой, придали себе предельно потрепанный и зареванный вид ради того, чтобы заявить, что их, якобы, изнасиловали местные гопники. Дело происходило в глухом паршивом райцентре, от которого даже Расту Коулу стало бы не по себе, так что мы поверили и в ярости кинулись за лопатами, чтобы натурально идти и убивать. Дуры быстро поняли, что розыгрыш — тупее некуда, а таланта к шуткам у них нет. И сознались.

И так почти всегда: шутки на раскопе почему-то резко перерастают в форсмажорные ситуации.

Самые древние находки

В Евразии

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в четырёх регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников — Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. Пять слоёв, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник — Кальдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А. Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник — Азыхская пещера в Нагорном Карабахе, в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. Десять её слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Уткуром Исламовым исследована стоянка в пещере Сель-Ункур около Оша и нижнии слои стоянки у г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Значение

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector