Нужно ли высшее образование?

Содержание:

Правило 1. Сначала выберите профессию

Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?

В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.

Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.

Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».

Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.

Мнение работодателя

Чтобы было легче разобраться в мотивах работодателя, достаточно выслушать мнение одного из них. Елене, являющейся начальником отдела одной из крупных фирм Москвы, не раз приходилось подбирать кадры: «Существуют такие профессиональные области, в которых без высшего образования нельзя обойтись ни в коем случае – медики, инженеры, педагоги… Торговля не требует наличия «вышки», но подбирая сотрудников к себе в отдел, я отдаю предпочтение дипломированным кандидатам. Почему? Мне, как работодателю, нужны в первую очередь грамотные, умеющие общаться и мыслить люди. Без образования я готова взять на работу лишь человека с «горящими глазами» и опытом». Работодатели уверены, что человек, окончивший ВУЗ, способен трудиться, обладает широким кругозором и умеет анализировать информацию.

Какое иметь образование – каждый решает сам. И пусть, оно не является крайней необходимостью или залогом жизненного успеха, но с ним и карьерная дорога, и жизненный путь могут стать намного легче.

Как поступить на высшее образование

Процесс, как поступить на высшее образование, на сегодняшний день достаточно прост. Необходимо постараться хорошо сдать предметы, которые необходимы для поступления на выбранную профессию и получить высокий балл.

После сдачи ЕГЭ результаты необходимо отослать в несколько вузов и ждать, в каком из них вы прошли по конкурсу. Документы можно выслать почтой после получения уведомления о зачислении, или после звонка менеджера.

Существует несколько форм обучения – очная, заочная и дистанционная. В первом случае придется ехать в тот город, где находится университет и посещать лекции, затем сдавать сессию. Во втором – приезжать только на сессию дважды в год, а материал учить дома. При дистанционном обучении не нужно ехать на сессию. Все зачеты и экзамены студенты сдают через Интернет.

Плюсы и минусы

Минусы:

  • Долгое время обучения. Действительно, для некоторых специальностей пять лет обучения это перебор. Однако с этим стоит лишь смириться.
  • Сессии и нервы. Конечно, сессии присутствуют и при среднем обучении, однако требования к высшему образованию более жёсткие, поэтому и сессии более мучительны.
  • Отсутствие умений. Здесь дополнять нечего: от диплома о высшем образовании нет смысла, если человек не сможет работать по профессии. В этом случае и выйдет «С высшим образованием за шесть тысяч рублей»

Плюсы:

  • Преимущество при поступлении на работу более высокого уровня. Выше было написано о том, что работодатель выберет человека, понимающего свою профессию.
  • Возможность быстрого карьерного роста. При соответствующих умениях вы без труда сами станете начальником.
  • Возможность легко развить свой бизнес. Бизнес можно основать и при отсутствии диплома, но опять же, преимущество будет у предпринимателя с высшим образованием.

Как поступить на заочное отделение в вуз

Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

Программы обучения

В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.

Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

Бакалавр

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

Магистр

Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

Специалист

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

Проходной балл

Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

Количество заявлений

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Больше всего печально смотреть, что пеняют на ВУЗы в основном те, кто пошел учиться туда не по своему желанию, ничего не делал, чтобы узнать о будущей работе, не предпринимал попыток использовать свои знания. А потом обвиняют образование в своих неудачах. Согласитесь, это позиция ребенка, подростка, но не взрослого человека.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

Правило 2. Составьте собственный рейтинг университетов

Представьте вуз вашей мечты. Какой он?

В Сети вы найдёте множество рейтингов высших учебных заведений, но объективную картину даст только ваш личный.

Зайдите на сайт «Вузотека», «Типичный абитуриент» или любой другой агрегатор вузов, поставьте фильтр по специальностям и выпишите учебные заведения, имеющие соответствующие кафедры.

Скорее всего, наберётся несколько десятков университетов и институтов. Сразу вычеркните те, что не подходят по географическому принципу, а затем проранжируйте список более детально, чтобы выбрать для себя один или несколько основных вузов.

Критериями отбора могут быть следующие факторы:

  • Государственный или коммерческий. Обязательно проверьте вуз на наличие аккредитации на сайте Рособрнадзора. Только аккредитованные учебные заведения выдают дипломы гособразца и предоставляют отсрочку от армии.
  • Наличие бюджетных мест либо возможность перехода на бюджет.
  • Проходной балл ЕГЭ и конкурс. Чем популярнее специальность, тем больше «очков» придётся набирать на госэкзаменах. Ориентируйтесь на проходные баллы прошлых годов, чтобы выбрать вуз по баллам ЕГЭ.
  • Сильные преподаватели. Здорово, если в вузе работают доктора или кандидаты наук, а также иностранные лекторы.
  • Международные программы. Маст-хэв, если вы мечтаете о зарубежной стажировке или двойном дипломе.
  • Формы обучения: очное и очно-заочное отделение, дистанционное обучение и экстернат — играют важную роль при выборе университета.
  • Инфраструктура: комфортные аудитории, современные библиотеки, лаборатории и прочее.
  • Стипендия. Материальное поощрение за хорошую учёбу поможет быстрее обрести независимость от родителей.
  • Транспортная доступность или наличие мест в общежитии как один из критериев выбор вуза для иногородних абитуриентов.  
  • Студенческая жизнь. Своя спортивная команда или творческий коллектив, внеурочные мероприятия и комьюнити учащихся.    

Выберите показатели, которые важны при выборе университета лично вам, и нарисуйте примерно такую таблицу.

Посмотрите, какие университеты и институты наберут больше всего плюсов. Так вы получите персональный рейтинг вузов, который поможет вам сузить поиск и выбрать наиболее подходящее учебное заведение.

Совет от наставника Анастасии Скрыпки: «На мой взгляд, очень важно имя учебного заведения, насколько оно на слуху. Ведь от этого напрямую будет зависеть, будет ли котироваться диплом

С дипломом МГУ вас охотнее возьмут на работу, чем с дипломом никому не известного вуза на периферии. Также в наше время важно наличие заочной формы обучения и современной дистанционной платформы. Причём заочка должна быть хорошая, а не для галочки! Благодаря этому можно начать работать, не дожидаясь выпускного, или параллельно получать второе высшее».

Какие реальные позитивные причины получения высшего образования?

1. Первой и самой явной причиной является то, что многим специальностям невозможно обучиться самому или на курсах. Если Вы захотите стать врачом, адвокатом или учителем, то сделать это без высшего образования у Вас не получится. В университетах даётся необходимое количество и необходимый уровень знаний, которые обязательны для той или иной работы. В ВУЗах уже продуманы программы и план самого обучения: что и в какой последовательности нужно изучать.

2. Обучаясь на какой-либо специальности Вы будете развивать множество своих навыков. В первую очередь – это навык быстрого поиска информации. В институтах всегда задают домашнее задание, скоординированное на поиск большого количества информации. Следующим навыком станет умение анализировать. Вы будете выбирать нужный материал из тысячи найденных источников информации

Не менее важной обретённой способностью будет скорость: успеть всё в сроки

3. Переход от школьного к более взрослому способу жизни. Высшее образование – очередная ступенька во взрослую жизнь. И если в школе она была простой и беззаботной, то в институте или университете появится множество задач, которые в большинстве случаев придётся решать самому. Это вырабатывает в человеке чувство ответственности и самостоятельности. Главное, что всё происходит постепенно, без резких изменений.

4. Социализация и общение. Вам предстоит несколько лет обучаться вместе со своими одногруппниками. Всё это соединено общением. В ВУЗе Вы найдёте единомышленников, с которыми будете обмениваться жизненным опытом и историями, эмоциями и достижениями, сможете найти новых друзей. Хорошая компания всегда идёт человеку только в пользу.

5. На протяжении всего своего обучения студент будет изучать предметы, которые действительно смогут помочь во взрослой жизни. Среди таких: психология, логика, право, социология, политология, конфликтология, экономика. Такие предметы дадут человеку знания, которые потом станут незаменимыми на практике.

И даже если после окончания ВУЗа и получения диплома Вы будете работать не по своей специальности, то знания, полученные Вами, никогда не будут лишними. Знания по психологии могут понадобиться в общении с людьми, в отношениях с родителями или детьми; знания в сфере медицины всегда будут нужными: при любой болезни Вы будете знать, как быстрее с ней справиться; с помощью юриспруденции Вы всегда будете знать свои права и проблем с законом станет намного меньше; знания в области инженерии дадут Вам уверенность в том, что Вы сможете починить любой сломавшийся в доме прибор.

В итоге, плюсами высшего образование есть: хорошо оплачиваемая работа, должность по которой нельзя занять без высшего образования; Вы будете разносторонне развитой личностью; сможете применить свои знания на практике и в быту; получите ряд навыков, которые понадобятся во взрослой жизни; высшее образование станет плавным шагом на пути во взрослую жизнь.

Свой бизнес

Многие студенты так же мечтают о своём личном бизнесе. Это так же вариант неплохого заработка на нужных условиях и на своей «почве». Но мало кто задумывается, что большинство предпринимателей со своим бизнесом имеют высшее образование

И оно здесь очень важно! Построить крепкий бизнес, который вас не разорит и начнёт приносить прибыль даже на первых парах будет затруднительно для человека, не окончившего институт. ВАЖНО: здесь речь идёт именно о дипломе об высшем образовании! Если у человека нет таланта или желания, то ничего ему не поможет

Высшее образование здесь лишь упростит процесс начала становления бизнеса и его развития.

Правило 3. Изучите понравившиеся вузы

Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.

Информацию для выбора вуза можно черпать:

В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.

Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».

Желаем удачи!

<<Форма с консультацией>>

5. Завести знакомства

В вузе можно встретить людей со схожими интересами и взглядами на жизнь — ведь в университете есть не только учеба. Студсовет, студактив, КВН, музыкальный и спортивыный клуб — отличная возможность, чтобы найти новых друзей и знакомых. Если вы пока не решили, зачем поступать в вуз, но хотите попасть в сообщество интересных и замотивированных людей, возможно, эта причина именно для вас.

Знакомства из университета могут быть полезны и для общения, и для профессиональных перспектив. Выпускники вуза часто начинают работать вместе, вести общие проекты. Большинство бывших студентов отмечают, что их круг общения сформировался именно в университете — это идеальное место для поиска единомышленников.

Нужно ли образование в наше время?

Какую ценность имеет образование? И в чём заключаются его функции? Таковых немало. Прежде всего, образование обеспечивает воспитание нового поколения специалистов, которые смогут продолжить и расширить использование научных знаний, а также культурных и духовных ценностей. Именно образование позволяет не только осваивать, но и передавать последующим поколениям наследия культуры, науки, искусства и др., т. е. налагает определённую ответственность за их сохранение и приумножение.

Кроме этого, образование способствует развитию. Это касается как развития общества, так и каждого отдельного человека. Благодаря ему молодые люди становятся способны лучше адаптироваться в обществе, входить в различные социумы, успешно заниматься карьерой и плодотворно заниматься созданием материальных и духовных ценностей. Образование в определённой степени помогает человеку найти собственное место в социальной среде и ощущать свою значимость.

Развитие любой страны определяется общим уровнем культуры населения, уровнем его нравственности, развития и стремлением к совершенствованию. А эти факторы зависят от уровня образования основной массы граждан, их взаимоотношений, которые и формируют облик каждого государства.

Но образование отдельных граждан важно даже не столько для общества и государства, сколько для них самих. При этом имеется в виду не только получение человеком определённой специальности или профессии, но также ещё и развитие его личности

Ведь хорошо образованные люди имеют гораздо больше возможностей. Они могут позволить себе быть независимыми, свободными, их жизнь гораздо стабильнее. Кроме того, они имеют более высокий социальный уровень, общественное отношение к ним значительно более уважительное.

Образование способствует повышению уровня толерантности и гармонии человеческой личности. В наши дни образование доступно абсолютно всем, кто пожелает, а не только избранным высокопоставленным членам общества. И все, кто стремится к самосовершенствованию, могут воспользоваться этим своим правом. Причём это в полной мере касается и самообразования. Каждый человек может вместо официального обучения в ВУЗе заняться самостоятельным освоением определённых навыков и умений, необходимых для получения подходящего рабочего места.


Образование на семинаре

«Плохие» причины для поступления в вуз

Иногда решение поступать в вуз – это не стремление получить знания, умения, навыки по определенной специальности. На вопрос: «зачем нужно высшее образование», аргументы перечисляются такие:

· Родители сказали – надо, значит буду поступать

Родители, конечно, желают только лучшего для своих детей. Но специальность – это то, что человек выбирает практически на всю жизнь. Представляете, как будет сложно «пожизненно» заниматься делом, которое не нравиться? Это, действительно, может стать невыносимой тюрьмой. Родители не должны решать за своих детей, их задача – поддержать и дать совет.  

· Все получают, и мне нужно

Принимать судьбоносные решения «за компанию» – не самый лучший выбор. Специальность нужно выбирать в соответствии со своими интересами, целями и желаниями.

Зачем нужно высшее образование аргументы для родителей и школьников

Будет достаточно бакалавра?

И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство

В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата

Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью

В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.

Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.

Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.

Процедура получения высшего образования

Независимо от того, какое высшее образование вы решили получить, сама процедура его получения похожа в разных странах. С тех пока, как Россия и другие страны СНГ присоединились к Болонскому процессу, система обучения в вузах стала приближенной к образовательным системам европейских стран.

Вам нужно выбрать, в какой форме получать высшее образование:

  • очной,
  • заочной,
  • очно-заочной,
  • дистанционной.

Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, но очевидно, что очное образование всегда лучше, ведь общение с преподавателями происходит вживую. Немаловажен и тот факт, что студенты-очники погружаются в особую субкультуру, обретают собственный круг общения.

С другой стороны, заочные и дистанционные формы обучения помогают экономить время и, в некоторых случаях, деньги, позволяя обучаться из дома.

Важно!

В российских вузах заочное и дистанционное платное обучение всегда значительно дешевле очного. В Германии ситуация прямо противоположная: очно можно учиться бесплатно, а дистанционно — платно. Для студентов из СНГ важен и тот факт, что очное обучение в вузе дает право на проживание и работу в Германии, а также на продление учебной визы на 1,5 года по окончании вуза специально, чтобы выпускник мог найти работу. Дистанционная учеба в немецких вузах таких привилегий не обеспечивает.

Процедура поступления для разных стран различна.

В СНГ в вузы поступают по результатам государственных экзаменов. Те, кто проходит по конкурсу, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования.

В Германии бесплатно учатся в вузах на очной форме все, в том числе, студенты из-за рубежа. Конкурсный отбор осуществляется на основании среднего балла школьного аттестата (или оценок, полученных в подготовительном колледже), также необходимо предоставить международный сертификат о знании языка, на котором планируется обучение (немецкий или английский).

Сам процесс обучения тоже имеет отличия. Для немецких вузов характерны:

  • «академическая свобода» и гибкое расписание;
  • большое количество практики, начиная с первого курса.

Какое высшее образование получить

Современное высшее образование имеет двухступенчатую структуру, которая включает бакалавриат и магистратуру. На первой ступени обучаются 3–4 года, и полученное образование считается завершенным.

На вторую ступень (в магистратуру) можно поступить только по окончании бакалавриата. Учеба в магистратуре длится 1–2 года. Теоретически, это не обязательная ступень, но те, кто настроен на карьеру, высокие должности и соответствующие доходы, не должны пренебрегать магистратурой. На этой ступени образование углубляется. В некоторых случаях можно учиться в магистратуре не по той специальности, которая изучалась во время учебы на бакалавриате.

Справка

Если вы уже получили диплом бакалавра на родине, магистратура в Германии — отличный способ получить высшее образование в немецком вузе со всеми вытекающими благоприятными для будущей карьеры последствиями.

Какое образование лучше получить? Для человека с амбициями ответ однозначен: высшее и желательно очное. Учитывая относительную доступность вузов, желательно выбрать максимально престижное учебное заведение, чтобы выделиться на рынке труда. Немецкие вузы позволяют получить очное высшее образование бесплатно и сделать карьеру в Германии, а поступить в них зачастую проще, чем в российские университеты. Сложность может представлять оформление и своевременная отправка документов по требованиям каждого конкретного вуза. Успешно справиться с этим вопросом вам поможет консультация специалиста.

Куда пойти с высшим образованием

Получив диплом, выпускник задумывается, где его можно применить с наибольшей выгодой. Сразу после университета получить высокооплачиваемую должность, не имея даже опыта работы, очень сложно. Придется подождать и постепенно нарабатывать профессиональную репутацию и опыт решения проблем в рамках своей профессии.

Куда пойти с высшим образованием:

  • В частные компании.
  • В государственные структуры.
  • Заниматься предпринимательской деятельностью, если нет желания работать в подчинении.

Можно попробовать учиться в магистратуре, а затем в аспирантуре, если есть склонность и желание заниматься научной деятельностью. В ученой степенью вас могут взять на работу в средние специальные учебные заведения на должность преподавателя.

Если покажется, что специальность выбрана неправильно и работать по ней нет желания, есть возможность поменять ее на курсах профессиональной переподготовки или по программе второго высшего образования, выбрав другую специальность.

1) Почему ты не получил высшее образование?

Алексей: «Я бросил вуз после 2,5 лет учёбы. С одной стороны, мне не хватило сил, усидчивости, с другой стороны, я выбрал не ту специальность.»

Кристина: «Да потому что изначально меня туда отправила мама. И первое время я даже пыталась убедить себя, что я правда хочу стать врачом. Но себя не обмануть. Спустя 1,5 года я тайком забрала документы. Кстати, мама до сих пор надеется, что я восстановлюсь, хотя прошло уже почти 5 лет»

Владислав: «Ещё в старших классах школы я знал, что не буду поступать в универ. Просто потому, что сразу хотел стать фотографом и понимал, что нет нормальных вузов по этому направлению и что в этой профессии больше важна практика»

Немного статистики

Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.

Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.

Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%. Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector