Военный институт (военно-морской) военного учебно-научного центра военно-морского флота «военно-морская академия»

Морской шляхетный кадетский корпус (1752)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном — на три класса.

Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный — в каждую входили три учебные группы — гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически — его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры — командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера.

Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор — французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы.

Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762—1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками.

Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Навигацкая школа (1701)

Рисунки из статьи «Морской корпус» («Военная энциклопедия», 1914)

14 () января  года Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне поблизости от Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы.

Школа делилась на классы — в первых двух обучали неграмотных русскому языку и началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет.

Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года — в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину.

Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Эту школу возглавлял потомок шотландских королей, российский граф, генерал-фельдмаршал и герой Полтавы Яков Вилимович Брюс.

Морской корпус (1906)

С 1906 года в корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами — они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926)

Нагрудный знак,ВС СССР, за окончание военно-учебного заведения — высших военных училищ и военных институтов

Форма курсантов Военно-морских училищ Морских сил РККА, ВМС РККА 1924-1940 гг.

Форма курсантов Военно-морских училищ ВМФ СССР 1940-1943 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1943-1945 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов, учащихся и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1945-1958 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1958-1969 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР 1969-1991 гг.

Форма курсантов и воспитанников Военно-морских училищ ВМФ СССР участвующих в парадах в Москве, Ленинграде, в столицах союзных республик и городах-героях

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса.

22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов.

13 октября 1936 года училище было награждено Почётным Революционным Красным знаменем, и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937—1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры ВМУ имени М. В. Фрунзе.

10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. В 1939 году училище было преобразовано в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940—404.

Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года.

Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года.

Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ имени М. В. Фрунзе участвовали в параде Победы на Красной площади.

52 выпускникам училища во время войны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года.

29 января 1951 года ВВМУ имени М. В. Фрунзе указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные учёные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук.

В 1959—1962 годах училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы.

В 1959—1971 годах в училище работал факультет политсостава, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1967 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище.

В 1967 году Ракетно-артиллерийский факультет был переведён в Калининград, где на его основе был создан филиал ВВМУ имени М. В. Фрунзе, впоследствии преобразованный в Калининградское ВВМУ — ныне Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ф. Ушакова.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ имени М. В. Фрунзе было объединено с ВВМУПП имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский военно-морской институт.

Курсы командного состава флота (1918)

Форма одежды первых курсантов РККФ

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова).

Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

После Великой Октябрьской Социалистической Революции.

В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел — механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь.

В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее.

08 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи — 18 лет, из числа военных моряков — 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов.

18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища — его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морскую академию Рабоче-Крестьянского Флота (1922—1931) (ныне — Военно-морская орденов Ленина, Октябрьской Революции и Ушакова академия имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко (1978-1990)).

Осенью 1922 года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии.

В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях.

В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт — Берген — Мурманск — Архангельск — Тронхейм — Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Льготы при поступлении

Существует группа граждан, которые имеют преимущественное право при поступлении:

  1. Сироты.
  2. Дети работников внутренних органов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.
  3. Дети государственных служащих, гражданского персонала органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.
  4. Граждане до 20 лет, в чьей семье есть инвалиды первой группы.
  5. Дети бывших работников военной службы, если их уволили по достижению определенного возраста, по состоянию здоровья или из-за вынужденных организационных мероприятий.
  6. Дети тех военнослужащих, которые погибли при исполнении служебного долга или умерли от полученных увечий, болезней, которые получили во время службы.
  7. Призеры и победители всероссийских олимпиад школьников.
  8. Дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также сержантов, солдат и офицерского состава.
  9. Дети Героев СССР, Героев Российской Федерации, кавалеров Ордена Славы;
  10. Граждане, подвергшиеся радиации, вследствие взрыва Чернобыльской АЭС.
  11. Участники боевых действий и инвалиды войны.
  12. Выпускники суворовских и военных училищ, окончившие учебное заведение с отличием.

Группа документов для подтверждения факта льготного права:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • сведения об опекуне и законном представителе;
  • справка с места службы, если родитель погиб при исполнении служебного долга, получил увечья или был уволен в связи достижения определенного возраста;
  • информация о полученных наградах;
  • рекомендация от органов опеки в поступлении кандидата.

Как поступить в учебное заведение

Для поступления в это учебное заведение необходимо подать полный пакет документов в военкомат по месту жительства или начальнику военной части (для действующих военнослужащих) – до 20 мая года поступления. После рассмотрения предоставленного пакета документов, абитуриенту будет выслано приглашение для прибытия к месту проведения вступительных испытаний.

Требования к поступающим

К обучению допускаются как юноши, так и девушки. Требования к курсантам военных ВУЗов едины и содержатся в пункте 1 статьи 35 ФЗ №53 от 1998 года «О воинской обязанности и службе». Обязательные критерии для всех кандидатов на поступление:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • образование – среднее общее (полное) или средне-специальное. Кандидаты с высшим гражданским образованием любой направленности не рассматриваются к поступлению;
  • возраст для не проходивших службу по призыву – от 16 до 22 лет, для прошедших срочную службу – до 24 лет, для военнослужащих по контракту (не офицеров) – до 27 лет. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года поступления;
  • наличие решения военкомата по месту жительства и приемной комиссии института о пригодности к обучению;
  • отсутствие судимости, нахождения под следствием или факта отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • для специальности «Переводоведение» и «Национальная безопасность» наличие допуска к государственной тайне. Этот документ оформляется в военкомате по месту жительства кандидата;
  • для специальности «Дирижирование» владение навыками игры на любом инструменте, входящем в состав духового оркестра. Уровень владения определяется согласно требованиям ФГОС СПО «Инструментальное исполнительство».

На отдельные специальности принимаются кандидаты из числа офицеров. Требования к этой категории поступающих:

  1. Наличие высшего военного образования.
  2. Срок службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее 7 лет. Период рассчитывается с момента окончания ВУЗа.
  3. Звание – не ниже «капитана».
  4. Нахождение на должности для звания «майора» или выше не менее одного года;
  5. Согласие заключить контракт на срок обучения в институте и дополнительно на 5 лет после его окончания.

Документы для поступления

Все кандидаты составляют рапорт с прошением о допуске к вступительным испытаниям и прилагают к нему следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении и общегражданского паспорта;
  • автобиографию, написанную от руки абитуриентом;
  • характеристику от непосредственного руководителя (директора школы) с последнего места учебы, работы или службы;
  • копию документа, подтверждающего уровень полученного ранее образования. Для лиц, имеющих неполное образование, обязательно предоставление справки об успеваемости;
  • карту психологического отбора. Этот документ составляется сотрудниками военкомата;
  • медицинские документы: заключение врачебной комиссии о группе годности и прилагающиеся к нему справки и выписки;
  • заверенные фотографии размером 4,5х6 см в количестве трех штук;
  • документы, для льготных категорий поступающих.

Какие нужно сдавать экзамены и нормативы

Отбор абитуриентов осуществляется в несколько этапов:

  1. Пригодность по медицинским показателям и состоянию здоровья.
  2. Психологическое тестирование и определение профессиональной пригодности.
  3. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам.
  4. Сдача нормативов физической подготовки.
  5. Оценка творческой подготовленности для поступающих на специальность «Дирижирование».

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам для абитуриентов разных специальностей:

  • «Военная психология» – биология, математика, русский язык;
  • «Военная журналистика» – литература, история, русский язык;
  • «Психология девиантного поведения» и «Национальная безопасность» – обществознание, русский язык, история;
  • «Экономическая безопасность» – математика, обществознание, русский язык;
  • «Переводоведение» – иностранный и русский язык, история;
  • «Дирижирование» – литература, русский язык, история, творческий экзамен.

Обязательным для всех абитуриентов является сдача нормативов общей физической подготовки:

Упражнение Нормативы для юношей Нормативы для девушек
Подтягивания (кол-во повторений) 4-30
Подъем туловища из положения лежа (кол-во повторений за 1 мин) 18-55
Бег на 100 м (сек) 15,4-11,8 19,6-14,8
Бег на 3000 м (мин и сек) 14,56-10,30
Бег на 1000 м (мин и сек) 5,20-3,40
Плавание 100 м вольным стилем (мин и сек) 2,24-1,00 3,53-1,25
Плавание 100 м брассом (мин и сек) 2,40-1,16 4,13-1,45

Учебная база

Подготовка курсантов осуществляется на шести факультетах.

Штурманский факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «кораблевождение и эксплуатация технических средств навигации».

Радиотехнический факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация радиотехнических средств подводных лодок,
  • Применение и эксплуатация гидроакустических средств.

Минно-торпедный факультет. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по следующим специальностям:

  • Применение и эксплуатация противолодочного вооружения надводных кораблей,
  • Применение и эксплуатация противолодочного ракетного и торпедного вооружения подводных лодок.

Факультет радиосвязи. Осуществляет подготовку офицеров военно-морского флота по специальности «Применение и эксплуатация корабельных средств связи».

Факультет береговых войск и вооружения морской авиации. Осуществляет подготовку офицеров береговых частей военно-морского флота и подразделений морской авиации по следующим специальностям:

  • Эксплуатация противолодочных комплексов морской авиации,
  • Эксплуатация радиоэлектронного оборудования крылатых ракет и самолетов морской авиации,
  • Применение и эксплуатация береговых ракетных комплексов и артиллерии.

Школа техников. Является средним специальным учебным заведением при училище, осуществляющим подготовку мичманского состава специалистов по эксплуатации и ремонту средств навигации, минно-торпедного комплекса и радиоэлектронного оборудования для ВМФ и подразделений морской авиации.

Для получения навыков воинских специальностей при училище создан дивизион учебных катеров, учебный аэродром, учебная ракетная батарея. В ходе обучения курсанты проходят практику на кораблях и в частях Тихоокеанского флота. В процессе обучения курсанты корабельных специальностей получают специализацию в качестве офицеров подводного либо надводного флота.

Со времени своего образования институт подготовил около 16000 высококвалифицированных офицеров; из них около 200 стали адмиралами и генералами. Пятнадцать выпускников удостоены здания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и Героя Социалистического Труда. Для обучения и воспитания будущих офицеров флота привлечены опытные офицеры-педагоги и гражданские специалисты. Накоплен богатый научный потенциал. В институте служат и трудятся 9 членов-корреспондентов различных российских и международных академий наук, 14 докторов наук, 15 профессоров и свыше 130 кандидатов наук и доцентов. Для подготовки высококвалифицированных офицеров-специалистов Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова имеет многочисленные лаборатории и кабинеты, оснащенные современной техникой, приборами л оборудованием.

Для отработки морских практических — навыков курсантов институт имеет свой дивизион учебных катеров, для курсантов авиационных специальностей создается учебный аэродром в пос. Кневичи (50 км от Владивостока), для курсантов береговых ракетных войск создана учебная батарея ракетных комплексов. В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях Тихоокеанского флота, участвуют в дальних океанских походах с посещением иностранных портов. Курсанты были гостями портов США, Японии, Индии, Индонезии. Вьетнама, Кореи, Китая, Кубы, Анголы и многих других государств.

Спортивная база института позволяет курсантам активно заниматься спортом. Институт имеет спортивный комплекс, который является одним из лучших в регионе Сибири и Дальнего Востока и включает в себя плавательный бассейн с длиной дорожек 50 м, залы для занятий рукопашным боем, боксом, борьбой, игровой зал. Борцы, боксеры, волейболисты, морские многоборцы института являются одними из сильнейших на Тихоокеанском флоте и в Приморском крае.

В клубе института работает дна из самых популярных в городе дискотек. Проводятся премьерные показы художественных и документальных фильмов, встречи с их съемочными коллективами, а также концерты и встречи с артистами театра, кино, эстрады и интересными людьми. Курсанты института поддерживают тесные дружеские связи со студентами владивостокских вузов.

Эти качества, свойственные выпускникам ТОВМИ имени С. О. Макарова, позволяют им. не иметь проблем с трудоустройством в Министерстве обороны, других силовых министерствах и ведомствах, а также, в иных сферах деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector