Педагогическая валеология

Критика

Со стороны науки

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Кандидат медицинских наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.

Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой:

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела». В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований опубликовал интервью, в котором он также отрицает научный статус валеологии.

В 2008 году валеология подверглась критике со стороны сотрудников Института философии РАН, которые, определяя её как одно из ментальных течений современности, указали на необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов.

Со стороны представителей Русской православной церкви

Некоторые представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение:

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев высказывался, что не рассматривает валеологию как науку и считает её пропагандистско-коммерческим проектом.

Примечания

  1. ↑ , Введение, с. 6—9.
  2. ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2018.
  5. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
  7. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  8. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
  9. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  10. , с. 267.
  11. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
  12. , с. 264.
  13. Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
  14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  15. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  16. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
  17. Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
  18. , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».

Какими личностными качествами должен обладать валеолог

Для валеолога в первую очередь важно уметь аналитически мыслить – ведь в ходе своей профессиональной деятельности он должен:

  • анализировать состояние людей на разных уровнях,
  • находить связь между психологическим и физическим состоянием,
  • определять уровень влияния внешней среды,
  • искать способы улучшения ситуации.

Также важен интерес к исследовательской работе, наблюдательность, умение концентрироваться и хорошая память. Кроме того, невозможно переоценить значимость эмоциональной и нервно-психический устойчивости специалиста.

Валеолог должен обладать педагогическими навыками, быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь высокий социальный интеллект. Также важны:

  • инициативность,
  • активность,
  • ответственность,
  • организаторские способности,
  • самодисциплина.

Для валеолога важно быть в хорошей физической форме и иметь высокую общую культуру, в том числе уметь грамотно говорить и писать

Классификация

На заре развития валеологии в нее вошли ученые из разных научных течений, поэтому и грань между всеми смежными науками размыта. Можно сказать, что четкого разделения между дисциплинами не существует, но классификация учения о здоровье разработана. Что это значит?

В первую очередь валеология делится на 2 объемные группы:

  • общая;
  • специальная.

Общая изучает:

  • историю становления науки;
  • задачи;
  • методы;
  • цели.

Специализированная валеология тесно связана с другими видами наук.

Также применяют классификацию научной дисциплины по направлениям работы:

  • медицинская;
  • педагогическая;
  • семейная;
  • социальная;
  • экологическая;
  • профессиональная.

Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности.

Медицинская отрасль изучает методы излечения с помощью использования имеющихся в организме резервов с учетом таких индивидуальных характеристик как:

  • возраст;
  • социальный статус;
  • изначальный уровень здоровья.

Кроме того, медицинская валеология затрагивает:

  • факторы возникновения болезней;
  • разработку рекомендаций;
  • комплекс профилактических мер.

Педагогическая валеология – крайне востребована. А потому развивается стремительными темпами. В сфере ее интересов находится воспитание здорового общества, для которого нормой станет культура здорового образа жизни.

Семейная категория занимается:

  • изучением состояния здоровья отдельно взятой семьи;
  • составлением рекомендаций для каждого ее члена.

Основным направлением социальной валеологии является работа по выявлению взаимосвязи между здоровьем индивида и его отношений с социумом.

Схоже с предыдущим видом и экологическое направление. Но его главная цель – определить, каким образом на здоровье человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.

Профессиональная валеология необходима для выяснения степени влияния на индивида следующих факторов:

  • производственные;
  • промышленные.

Здоровье – это бесценный дар. А валеология дает эффективные инструменты для его поддержания и сохранения в любых обстоятельствах.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма

В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.

Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Подразделы валеологии

Само понятие весьма абстрактное. Ясно, что направление определенным образом связано со здоровьем человека. Но как же она применяется в твоей повседневной жизни? Вот несколько основных подразделов, характеризующих валеологию как универсальную, пусть и непризнанную официально науку:

Семья и отношения.

Здоровье бывает не только физическое, но также эмоциональное и психическое. И зачастую два последних пункта уходят своими корнями прямиком в личную жизнь и семью.


Giphy

Изучение валеологии подскажет тебе, как роды влияют на формирование дальнейшего иммунитета человека, а также, почему детские травмы проявляются во взрослой жизни. Это полезно для анализа типа конкретной личности, а также решения его психологических проблем.

Работа и карьера.

Одним из внешних факторов, оказывающих сильное влияние на здоровье, является профессия, которую ты выбрала. Здесь нужно рассматривать условия, в которых приходится «обитать» на протяжении выполнения своих будничных обязанностей. Возможно, что стресс, который ты испытываешь изо дня в день, является непосредственной причиной снижения иммунитета.

Не зря же на Западе валеологию почитают все руководители крупнейших корпораций. Они стараются делать все, чтобы сотрудники получали все необходимые средства для эмоциональной и психологической реабилитации.

Экология.

Здесь, пожалуй, подробные разъяснения не требуются. Какие бы ни были у тебя ресурсы при рождении, нездоровая внешняя среда непременно окажет негативное влияние на организм. Валеология утверждает, что здоровье нации и его потомства напрямую зависит от экологии государства

Если не уделять ей должное внимание, никакая инновационная медицина не справится с последствиями


Фото автора Miguel Á. Padriñán: Pexels

Социум.

Неважно, любишь ты людей или же стараешься укрыться от них при помощи удаленной работы. С окружением все равно приходится контактировать

И зачастую это приводит к разного рода изменениям в организме.

Валеология изучает не влияние не только внешней, но и социальной среды. В зависимости от типа и глубины твоих контактов с людьми, здоровье либо укрепляется, либо дает брешь.

Возрастные изменения.

Сейчас стало модным списывать любой недуг на старение организма. Ты еще молода, но при этом уже вовсю жалуешься на «коварный возраст»? Значит, настал момент изучить раздел валеологии, посвященный изменениям внутренних ресурсов человека в соответствии с количеством времени его пребывания в этом мире. Поверь, большинство твоих проблем имеют совсем другие причины.

Итак, кое-что о валеологии уже известно. Теперь можно раскрыть главные секреты и познакомить тебя с полезными советами по улучшению самочувствия как в настоящее время, так и на будущее.

Особенности профессии

Валеолог — специалист, имеющий высшее медицинское образование, в его компетенции не только ответы на вопросы о питании и составлении правильного рациона для конкретного человека, но и советы, как улучшить психическое и физическое состояние в целом. Опираясь на общеизвестные факты и статистику, учитывая особенности организма, специалист подбирает для каждого человека уникальный режим. Некоторые представители этой отрасли могут давать консультации по литотерапии (лечении камнями), питании по сезонам и заниматься составлением рациона согласно группе крови.

Валеология соединяет в себе все полезные знания, накопленные в других науках, и помогает воплотить их в реальность для получения положительного результата и увеличения динамики социального развития. Нет конкретного списка органов, лечением которых занимается специалист, ведь это комплексная наука о здоровье. К ключевым компетенциям работы можно отнести:

  • Составление установок для ЗОЖ.
  • Использование мотивации для повышения настроения и желания заниматься саморазвитием.
  • Разработка и применение основ питания.
  • Лечение драгоценными камнями.

Представители профессии должны обладать не только аналитическим складом ума, способностью к прогнозированию и анализу полученной статистики для конкретной возрастной группы, но и коммуникабельностью, и системным мышлением. Нужно уметь анализировать всю полученную информацию и использовать на практике главные её элементы. Что касается профессиональных навыков, сюда относятся знания в области анатомии и физиологии.

Достоинства и недостатки

К плюсам профессии можно отнести востребованность и перспективность. Человечество развивается, появляются новые методы диагностики и борьбы с разными видами заболеваний, поэтому вакансия валеолога будет всегда в тренде. Благодаря чётким рекомендациям каждый человек может самостоятельно лечиться и применять советы специалиста, что расширяет сферу применения науки с возможным дистанционным обучением. Валеологи часто работают в комфортных условиях, в кабинетах, оснащенных для качественной эффективной деятельности.

К минусам профессии можно отнести перегрузки в плане коммуникации, частые встречи, постоянные консультации. В эмоциональном плане это грозит специалисту выгоранием.

Перспективы и вознаграждение

Работа подойдёт тем, кто в школьные годы с удовольствием занимался изучением биологии, ОБЖ, химии. Это хороший выбор и для занимающихся спортом и активным образом жизни, потому что валеологи должны служить примером для других. Обязательно наличие медицинского образования, ведь большинство советов специалистов должны быть подкреплены фактами.

Заработная плата зависит от региона, где работает специалист. Чем больше людей интересуются темой здорового образа жизни, тем выше оценивается труд валеолога. На 2019 год средняя зарплата для этой профессии была в районе 28000−31000 рублей.

Из-за постоянного развития медицины расширяются и возможности специальности, что влечет за собой варианты переквалификации и карьерного роста. Благодаря сочетанию в одной дисциплине разных наук, можно говорить о перепрофилировании или получении должности в Министерстве здравохранения. Популярными в последнее время становятся индивидуальные консультации в частных клиниках, поэтому валеологию можно рассматривать как возможность не только следить за своим здоровьем и работой организма, но и как возможность работать на себя.

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием «Здравствуй, наука валеология!»

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни

Валеология — наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение

Валеологическое сопровождение деятельности творческих групп

В современной школе внедряются разнообразные образовательные программы, некоторые из них относятся к программам повышенного уровня; освоение таких программ может приводить к переутомлению школьников, создавать стрессовые ситуации. Поэтому необходимо контролировать в школе вьшолнение валеологических требований и динамику состояния здоровья и самочувствия учащихся. Эти функции взяла на себя валеологическая служба, созданная в гимназии в 1993-94 учебном году. Опыт системной диагностики состояния здоровья школьников, накопленный за прошедший период (схема динамического наблюдения за состоянием здоровья и самочувствия детей, создание валеологических карт, различные скрининговые программы и т.д.) был положен в основу валеологического сопровождения деятельности творческих групп.

Первый опыт валеологического сопровождения деятельности творческой группы был получен при работе с креативным 5-Б классом (руководитель М.А. Скнарь), для сравнения аналогичное исследование проводилось в обычном классе в этой же параллели (5-В).

В ходе подготовки эксперимента необходимо было дать достоверную медицинскую характеристику класса. Были составлены индивидуальные валеологические карты, содержащие сведения о состоянии здоровья и самочувствия детей, антропометрические данные и их оценку. Исходные данные для составления таких карт получены при анализе медицинской документации, медицинском осмотре, при опросе и анкетировании родителей или учащихся. Данные были необходимы для оценки адаптационных возможностей школьников, чтобы педагоги имели представление о резервных возможностях каждого ребенка и учитывали это при выборе и составлении учебных программ и использовании различных педагогических приемов и методик.

На всех этапах эксперимента проводилось анкетирование школьников с целью выявления ранних признаков психосоматической дезадаптации (ПСД) и причин, ее вызывающих. К числу признаков ПСД относятся: головная боль, неприятные ощущения в области сердца, боли в животе, нарушение сна, выраженная усталость. Так называемые «соматические зажимы», не говорят о наличии болезни, они только предупреждают о том, что организм ребенка не может адаптироваться без потерь (ценой такой адаптации может быть болезнь) к тем условиям, в которых он находится.

Исследования позволили найти возможные причины, ведущие к ПСД. Установлено, что ее появление обусловливают прежде всего такие факторы, как нарушение режима дня у детей, информационная перегрузка, гиподинамия. Валеологическая карта класса, составленная на основе индивидуальных, оказалась полезной при составлении экспериментальных учебных программ, реализуемых творческими группами учителей. Кроме того, она стала исходной базой для динамических наблюдений и сопоставлений в параллелях. Творческие группы и разновариантное обучение — новое направление в работе гимназии №92

В силу этого валеологическая служба большое внимание т уделяет сравнительным исследованиям, которые должны помочь ответить на вопрос, как различные изменения в программе сказываются на здоровье и самочувствии детей. В частности, при активном взаимодействии валеологов и педагогов — членов творческих групп в течение учебного года велось динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников двух параллельных 5-х классов, занимающихся по стандартной и интегрированным программам

Данные о наличии признаков ПСД, полученные при исходном ш анкетировании, существенно не отличались. В обоих классах были дети, жаловавшиеся на плохое самочувствие. Причины ПСД также оказались одинаковыми. В ходе бесед с родителями были даны рекомендации по предупреждению переутомления детей, устранению факторов, ведущих к ПС Д. Результаты анкетирования детей в 5-Б классе также стали предметом обсуждения на собрании членов творческой группы, что помогло определить общие подходы к разработке экспериментальных учебных программ, максимально учитывая здоровье детей. Рекомендации валеолога позволили откорректировать не только учебные программы, но и режим работы класса. Было предусмотрено увеличение числа пешеходных экскурсий, учебных занятий на природе, дополнительные дни отдыха. Любое мероприятие тщательно готовилось, оптимально сочетались отдых и учеба.

Кто такой валеолог?

Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.

Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».

Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:

  • оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
  • планировать виды медицинской помощи;
  • определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
  • разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
  • пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.

Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:

  • пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
  • участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
  • информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
  • организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
  • проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
  • проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.

Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:

  • проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
  • грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
  • проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
  • внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
  • проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.

Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.

Преимущества профессии валеолог

Валеология – крайне перспективная область, которая постоянно развивается. Соответственно, ей будут необходимы новые кадры, что облегчает поиск работы молодым специалистам. То есть, валеологи востребованы сегодня и будут пользоваться спросом у работодателей и в будущем.

Специалисты по правильному образу жизни обладают множеством полезных знаний о здоровье, поэтому для себя они могут подобрать наиболее эффективный режим жизни, способствующий комфортному долголетию.

Валеологи, которые выбрали научно-исследовательские центры, могут посвятить себя науке. Причем это занятие является не только интересным для самого специалиста, но и социально полезным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector