Как подготовиться к егэ по истории в 2021: эффективные методики
Содержание:
- План написания исторического сочинения
- Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл
- Основная информация
- К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России — 1 балл
- Работа с критериями
- На что делать упор при подготовке
- Критерии оценивания сочинения по историческому процессу
- К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
- Пример сочинения по истории для ЕГЭ
- Как писать?
- Методика написания сочинений по истории
- ↑ Часть 1.
- Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок
- Из чего состоит эссе по истории
- Критерий К5 — Использование исторической терминологии
- Структура КИМа
План написания исторического сочинения
Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:
- Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
- Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
- Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
- Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.
Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.
Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года на максимальный балл
Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли»
Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.
Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.
Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.
Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.
Научим решать ЕГЭ на сотку.
Записывайся на пробный урок
Записаться бесплатно
Еще одно сочинение на максимальный балл
Что можно назвать настоящим шедевром?
Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.
Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г
Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю
К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».
Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.
Основная информация
Выпускники 2021 года, заблаговременно выбирая для себя дисциплины ЕГЭ и планируя подготовку, переживали, не сделают ли испытание по истории обязательным для всех 11-классников.
Спешим порадовать – в 2021 году ЕГЭ по истории будет одним из предметов по выбору, как и было ранее. Несмотря на громкие заявления, звучавшие несколько лет назад, предмет не будут переводить в категорию обязательных, ведь для этого необходимо:
- разработать упрощенный вариант КИМов;
- пересмотреть систему оценивания;
- провести апробацию.
Вероятно, повлияет на решение не внедрять инновации именно в 2020-2021 учебном году и сложная эпидемиологическая ситуация во время проведения ЕГЭ 2020 года. Сегодня перед специалистами ФИПИ и Минобрнауки стоят новые вызовы – как организовать безопасное проведение экзаменов в условиях пандемии, если вакцина против коронавируса не будет доступна до конца 2020-2021 учебного года.
Таким образом, для испытаний 2021 года по истории актуальными будут такие основные факты:
- единая дата экзамена для всех выпускников РФ, указанная в календаре ГИА-2021;
- отсутствие существенных отличий между КИМами 2020 и 2021 года;
- количество заданий – 25;
- отведенное на выполнение время – 3 часа 55 минут (235 минут);
- максимальный ПБ (первичный балл) – 56;
- минимальный ТБ (тестовый балл) – 32;
- разрешенных к использованию дополнительных материалов нет.
Важно! Хотя общая структура работы и максимальный балл в 2021 году останутся без изменений, некоторые нововведения все-таки будут и коснутся они задания №27 — исторического сочинения
К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России — 1 балл
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3)
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля
0 баллов
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано
Работа с критериями
Смотрим К1 — все отлично, указано больше двух явлений и процессов. Проверить данный критерий всегда было очень просто — вам просто нужно найти в работе две исторические даты. Если они есть, вы ставите два балла.
К2 — Мономах и Мстислав на месте. В прошлом году данный критерий был бы зачтен, но сейчас в критериях есть поправка, гласящая, что деятели должны иметь комментарий, содержащий их роль в истории России. Как написать и выделить роль? Для это используется глагол, например издал, повелел, руководил, возглавил и т.д.
В данной работе роли деятеля нет — 0 баллов.
Пример причинно-следственной связи
К3 — Причинно-следственных связей в работе аналогично просто нет. Что это такое?
Причинно-следственные связи — это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? На своих курсах я рекомендую использовать перекрестную модель написания причинно-следственных связей, используя ключи ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ.
Пример причинно-следственной связи. Синим цветом выделена роль Василия Голицына:
Итог: 0 баллов
К4 — Следствие периода на будущую историю. В прошлом году историческое сочинение требовало знание историографии выпускником. Это историческая оценка от лица знаменитого историка, например Карамзина. В этом году подобного не требуют. Необходимо написать на что повлиял период в будущем
Пример правильно раскрытого К4:
Как вы видите — тоже 0 баллов.
К5 — Использование исторического термина. В данном случае это междоусобица. Плюс один балл.
К6 подразумевает отсутствие фактических ошибок, как и критерий К7 — форму работы, как сочинение. Таким образом, отвечая на вопрос, писать ответ на задание 25 нужно, как сочинение по русскому языку и литературе без использования пунктов и подпунктов.
Здесь этого не соблюдено: 0 баллов.
На что делать упор при подготовке
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.
Если все процессы истории России будут связаны в единое полотно, то по одному названию или имени не составит труда восстановить полную картину периода. Более того, это поможет запомнить и раскрыть причинно-следственную связь и роли людей, то есть справиться с самыми сложными критериями экзамена.
Критерии оценивания сочинения по историческому процессу
Если в варианте ЕГЭ в 25 задании нужно написать сочинение по историческому деятелю, то оценивать работу будут по следующим критериям:
К1. Указание событий (явлений, процессов)
При правильном указании двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, можно получить 2 балла. При указании одного события — 1 балл. Если же события указаны неверно или не указаны вовсе, то эксперт ставит 0 баллов.
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)
При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, а также правильной характеристике роли каждой из этих личностей (с указанием их конкретных действий и пр.), работа набирает еще 2 балла.
Если выпускник правильно называет историческую личность, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, и характеризует роль лишь одной из личностей, то эксперт ставит 1 балл.
При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, но отсутствии характеристики роли каждой из личностей (или неправильной характеристике) работа по данному критерию оценивается 0 баллов.
К3. Причинно-следственные связи
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.
Наличие двух правильных причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, описанных в сочинении и происходивших в период жизни исторической(-их) личности(-ей), принесет 2 балла.
Указание одной причинно-следственной связи будет оценено 1 баллом, их отсутствие или неправильные причинно-следственные связи — 0 баллов.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3
При правильном указании влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, эксперт ставит 1 балл.
В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля.
Если же влияние не описано или указано неверно, то эксперт по критерию К4 ставит 0 баллов.
К5. Наличие фактических ошибок
По этому критерию можно получить максимум 3 балла, если в работе не будет найдено ни одной фактической ошибки, 2 балла — если эксперт увидит одну фактическую ошибку, 1 балл — если будет допущено две фактические ошибки, и 0 баллов — при трех и более фактических ошибках.
Обратите внимание, что по критерию К5 работа оценивается только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов
К6. Форма изложения
Это еще один критерий, по которому баллы выставляются не всегда, а в случае, если по критериям К1-К4 в сумме уже получено не менее 5 баллов.
Если выпускник излагает свои мысли в виде исторического сочинения, а не набора не связанных друг с другом предложений, то он набирает 1 балл. В противном случае он получит 0 баллов.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
2 балла
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
1 балл
Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
0 баллов
Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
ИЛИ
Исторические личности названы неверно
ИЛИ
Исторические личности не названы
Пример сочинения по истории для ЕГЭ
Понятно, что лучше один раз увидеть образец сочинения, чем сто раз прочитать рекомендации, как его писать, поэтому для наглядности ознакомьтесь с примером.
Написать историческое эссе на максимальные 11 баллов не так уж и сложно, если хорошо ориентироваться в материале и уметь логично излагать мысли, – главное, не допускать фактических ошибок. Даже если нет абсолютной уверенности в собственных силах, совсем отказываться от выполнения последнего задания не стоит: за него можно довольно легко набрать 2 первичных балла. Для этого надо правильно указать два любых события, относящихся к выбранному периоду.
Вдохновляйтесь переходом Суворова через Альпы – он же сделал казавшееся всем невозможным.
Как писать?
Вы должны понимать, что эссе, сочинение — это высшая форма задания. Она требует написания связного текста. А это — результат логического, системного и стройного мышления. Связный текст — это когда одно предложение «цепляется» за следующее, один абзац — за следующий.
Чтобы это сделать, надо первоначально составить план по пунктам, о чём вы будете писать?
Однако план — это лишь полдела. Далее надо каким-то чудесным образом сложить слова в предложения, а предложения в абзацы. Для ребят, которых в школе этому толком не учили, написание, сочинения по истории или обществознанию является серьезной проблемой. На литературе худо-бедно ребят учат, что в сочинении есть введение, основная часть и заключение. Собственно этим познания в написании сочинений и заканчиваются.
Между тем экзаменационная работа ЕГЭ по истории, к примеру, требует, чтобы в сочинении было раскрыто не менее двух исторических событий, двух причинно-следственных связей, двух личностей, связанных с данным историческим процессом. Если говорить по сочинению о личности, то надо раскрыть процессы, события или явления, которые связаны с этой личностью…., и массу, массу всего. Только такое сочинение, удовлетворяющее всем критериям, и будет оценено на максимальный балл.
И все это надобно сделать за 1 час. Почему? Потому что первая часть экзаменационной работы пишется за первый час, вторая часть — за второй, сочинение — за третий час, и оставшиеся 55 минут вы тратите на переписывание все в бланк.
Сурово? А как же! Если бы все было бы легко, все бы сдавали экзамен на максимальные баллы и поступали бы в вуз на бюджет!
Все это я говорю, чтобы Вы четко понимали, что Вас в реальности ждет. Поэтому сочинение надо писать за 1 час. И я настоятельно рекомендую тренироваться уже сейчас. Ведь эссе — это задания самого высокого уровня сложности: оно требует виртуозного владения материалом как по истории, так и по обществознанию.
Как же все это успеть?
Методика написания сочинений по истории
Для того, чтобы отработать задание 25 по истории, требуется придерживаться четкой схемы. И такую схему я составил для ребят на своих курсах подготовки. С течением времени методика, алгоритм, или схема (называйте, как хотите) показала себя блестяще: все без исключения ребята с моих курсов пишут сочинения на максимальные баллы.
И ее я Вам и предлагаю себе утащить. Методика написания на исторический процесс и на историческую личность — отличаются. Отличается план, отличается пошаговая схема.
Обе методики описаны в двух файлах Google Docs. После оплаты Вы получаете:
- 64 минутный видеоурок, в котором я подробно разбираю методику и пишу сочинение в режиме онлайн.
- Пошаговую методику написания сочинений как на исторический процесс, так и на историческую личность.
- Пример написания сочинения в режиме онлайн.
- Готовые шаблоны сочинений по истории к ЕГЭ 2021 (подробнее о шаблонах тут=>>)
Как вы думаете, сколько может стоить такая методика? Та, которая позволит Вам получить 12 первичных баллов или от 22 до 25 тестовых. И если учесть то, что благодаря этим баллам Ваши шансы поступления в вуз на бюджет возрастают во много раз?
Cтоимость методики 2990 ₽.
↑ Часть 1.
Задание 1Задание 2
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) первое упоминание Москвы в летописиБ) Карибский кризисВ) Бородинская битваГ) Медный бунт | 1) 988 г.2) 1147 г.3) 1662 г.4) 1812 г.5) 1939 г.6) 1962 г. |
Задание 3
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государстваБ) реформы Избранной радыВ) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в РоссииГ) первые революционные преобразования большевиков | 1) созыв Уложенной комиссии2) принятие Судебника Ивана III3) созыв первого Земского собора4) принятие Декрета о земле5) принятие Русской Правды6) создание Временного правительства |
Задание 4Пропущенные элементы:
Задание 5
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) Ледовое побоищеБ) Ливонская войнаВ) Полтавская битваГ) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму | 1) А.А. Брусилов2) Андрей Боголюбский3) А.М. Курбский4) Александр Невский5) А.Д. Меншиков6) М.В. Фрунзе |
На позиции 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 6. Модель 1
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XIX в. | ________________ (А) | Создание Тройственного союза |
___________ (Б) | Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха | Третий крестовый поход |
___________ (В) | Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству | _____________ (Г) |
XVIII в. | ________________ (Д) | _____________ (Е) |
Пропущенные элементы:Задание 6. Модель 2.
Век | Событие истории России | Современник |
XIX в. | ________________ (А) | Отто фон Бисмарк |
___________ (Б) | Начало княжения в Киеве Ярослава Мудрого | Вильгельм Завоеватель |
___________ (В) | Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству | _____________ (Г) |
XVIII в. | ________________ (Д) | _____________ (Е) |
Пропущенные элементы:Задание 7Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Задание 8Задание 9На позиции 10 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 10. Модель 1Задание 10. Модель 2Задание 11Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12 и 13
Задание 12Задание 13Задание 14
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Слово о полку Игореве»Б) «Домострой»В) картина «Боярыня Морозова»Г) роман «Тихий Дон» | 1) Автор – И.Е. Репин.2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева.3) Автор – священник Сильвестр.4) Описываемые события произошли в XII в.5) Автору была присуждена Нобелевская премия.6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок
По данному критерию вы уже получаете 3 балла при условии, что в вашем сочинении нет фактических ошибок! По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов.
ВНИМАНИЕ!
Старайся не использовать в своем сочинении того, в чем ты не уверен, но при условии, что это необязательно. Например, указание дат в событиях, инициалов личностей и т.п.
Орфографические ошибки при написании исторического сочинения не учитываются, но при условии, что допущенная орфографическая ошибка не искажает смысл написанного.
Например: Вы написали мЕтрополия
(страна, владеющая колониями) вместомИтрополия (церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).
Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например: “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада”
В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.
Поэтому, верным было бы положение: «Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии
За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.
Из чего состоит эссе по истории
Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.
Исторические факты
Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.
При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.
Оценочные знания
Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений
При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений
Характеристика исторической личности
Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.
Причинно-следственные связи
Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.
При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.
Типичные ошибки:
- неверное выделение первостепенных причин и наименее важных;
- подмена раскрытия причины описанием факта;
- описание фактов без осмысления причинно-следственных связей.
Критерий К5 — Использование исторической терминологии
По ходу написания сочинения вы должны применить хотя бы один исторический термин. Под историческим термином
следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи) или всего исторического процесса в целом.
ВНИМАНИЕ!
За некорректное использование термина будет выставлено 0 баллов. Например, по ходу сочинения вы используете термин “Заповедные лета”, а пишете об “Урочных летах”, то есть происходит замена термина. Раскрывать исторический термин, то есть давать ему определение, не нужно! Достаточно просто его указать в своем сочинении!
За критерий К5 выставляется максимум 1 балл.
Структура КИМа
В 2021 году ФИПИ не будет вносить изменения в структуру КИМов и формат проведения ЕГЭ по истории. При этом актуальными останутся все нововведения 2020 года.
Основным нововведением будет новая модель исторического сочинения. Если раньше выпускникам предлагалось написать текст по одному из 3-х предложенных исторических периодов (они были неизменными для всех вариантов КИМ), то в 2021 году экзаменуемым будут предложены для размышлений 3 исторических процесса либо деятельность 3-х исторических личностей.
Таким образом, задача для выпускников осложняется, ведь уже нельзя заучить текст об одном из периодов – в разных вариантах КИМов могут встретиться совершенно разные наборы «исторических троек».
В КИМе 2021 года экзаменуемым будет предложено 25 заданий (а точнее 31 вопрос с учетом 7 критериев оценивания сочинения), среди которых 16 – базового уровня сложности, 8 – повышенного, и 7 – высокого.
Задания будут разделены на два блока:
Часть | Кол-во | Тип ответа |
1-я | 19 шт. (№1-19) | краткий |
2-я | 6 шт. (№20-25) | развернутый |
При этом краткий ответ в тестовой части работы может быть представлен последовательностью цифр, словом либо словосочетанием.
В заданиях №20-22 экзаменуемому будет необходимо выполнить анализ исторических источников, а в заданиях №23-25 продемонстрировать применение причинно-следственного, структурно-функционального, временного или пространственного анализа.
Самым сложным, по мнению выпускников, является задание №25 – историческое сочинение. Согласно тексту задания, в сочинении необходимо:
- указать минимум 2 важных события, относящихся к выбранной теме;
- охарактеризовать минимум 2 исторические личности, оказавших весомое влияние на ход истории;
- указать между событиями минимум 2 причинно-следственные связи;
- дать оценку влиянию описанных событий на ход истории (можно с опорой на исторические факты и мнение историков).
Важно! В тексте сочинения должны присутствовать исторические термины и понятия, относящиеся к выбранной теме. Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории:
Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории: