Как стать ресторанным критиком: путь от обучения до вакансии

Содержание:

Литературный критик

Оценивает литературные произведения

В компетенции критика входит анализ и оценка преимущественно новых произведений литературы. Другими словами, он пишет рецензии на книги, ищет дарования в наше время. Для развития современного общества литературный критик играет большую роль, так как от его взгляда, оценки зависит жизнь целых поколений книг, которые незаметно обучают общество.

Специалисты этой области задействуются в типографиях, газетах, журналах.  Музеях, на телеканале и других областях, связанных с печатью.

Людям без опыта работы приходится нелегко, так как до того, как им начнут доверять серьезные обязанности, необходимо доказать свою компетентность. А для этого нужно время.

Работа на фрилансе или же открытие собственного дела не представляется возможным.

Специальности «Критика» в вузах не существует. Чтобы получить право работать в этой сфере необходимо пройти обучение в творческих и гуманитарных институтах, на факультете теории и истории искусства.

Дистанционное образование предлагается в различных вузах.

Редактор

Главный редактор журнала Elle Елена Сотникова

В зависимости от направления рода занятий редакторы трудятся в следующих областях:

  • литературных;
  • технических;
  • художественных;
  • научных.

На компанию, предприятие, работодателя редактор оказывает значительное влияние, так как именно после его обработки издания выходят в свет.

Работа предоставляется во всех организациях, связанных с печатными изданиями. Также растет востребованность редакторов для интернет ресурсов. График работы организовывается самостоятельно, если осуществляется она удаленно. Другой вариант предполагает стандартный восьми часовой рабочий день.

Молодому специалисту нелегко влиться в эту сферу, так как работодатели обращают большое внимание на опыт работы. Да и конкуренция немалая. Образование редактора можно получить поступив в вуз по специальности «Издательское дело и редактирование»

Она имеется в программах многих вузов России. Также можно получить одну из профессий, связанную с филологией. В их число входят:

Образование редактора можно получить поступив в вуз по специальности «Издательское дело и редактирование». Она имеется в программах многих вузов России. Также можно получить одну из профессий, связанную с филологией. В их число входят:

  • журналистика;
  • лингвистика;
  • литературное творчество.

В некоторых образовательных учреждений предлагается дистанционное обучение.

Кто может стать ресторанным критиком?

На ресторанных критиков в ВУЗе не учат

Потому в данном случае важно любить свое дело и разбираться в тонкостях. А имеющийся диплом – дело пятое

Ресторанным критиком может стать человек, который имеет профессию журналиста

Важно изучить тонкости ресторанной сферы и обладать отменным вкусом и обонятельными качествами. Потому что специалист, который не может отличить вчерашние котлеты от только что приготовленных, наверняка здесь долго не задержится

Ресторанным критиком может стать и человек, который окончил техникум по специальности «кулинария». То, что он разбирается в ресторанных вопросах, вещь однозначная. Другое дело, если оценивать его литературные способности, выйдет результат аналогичный – «медведь на ухо наступил». Тогда что-то сделать сложно. Талант, как говорится, не купишь и не продашь.

Если говорить о способностях и качествах, которыми должен обладать критик, то смело можно утверждать, что этот специалист должен быть принципиальным, иметь собственное мнение по ряду вопросов. Кроме того, честность и порядочность тоже приветствуются

Помимо этого для него важно уметь грамотно излагать свои мысли. В некоторых случаях ораторское мастерство и четкая дикция помех не создадут

Доля амбициозности тоже должна быть. Иначе сделать выводы о работе заведения будет крайне сложно.

Это основные качества. В любом случае ресторанный критик должен быть грамотным и правдивым. Ведь если специалист допустит ляп в своей работе, его всерьез воспринимать вряд ли будут. А это отрицательно скажется на имидже самого журналиста и издания. Потому умение нести ответственность за каждое озвученное слово – большой талант.

Поделиться

Работа над собой

Прежде чем становиться журналистом, а потом и ресторанным критиком, следует подготовиться соответствующим образом. При отсутствии нужных качеств и навыков самый взыскательный вкус в этой профессии не поможет. Что требуется от будущего ресторатора:

  • Писательские способности. Помимо обучения на факультете английского языка и журналистики, полезно испытать себя в качестве автора статей о еде и искусстве, попробовать заниматься подработкой для кулинарных изданий.
  • Изучение особенностей ресторанного бизнеса, чтобы отчётливо представлять, как устроена организация скрытой стороны обслуживания. Иметь часть бизнеса в ресторане или устроиться на работу в пищевое заведение — также значимая доля в освоении мастерства в будущей профессии. Полезно задавать интересующие вопросы и заняться самообразованием в этом направлении.
  • Чтобы профессионально оценивать кухню, потребуется отталкиваться от основы, наработанной опытными специалистами, в связи с чем необходимо изучить их труды — читать кулинарные книги, накапливать специфический словарный запас, интересоваться особенностями производства специй во всём мире.
  • Называться ресторатором возможно и являясь специалистом в кулинарии: с этой целью нужно обучаться кулинарному искусству, записываться на мастер-классы и повышать свою квалификацию.
  • Необходимо посещать уроки дегустации вин. Знать максимально много об этом напитке означает, что вкус развивается.
  • Желательно иметь представление о трендах, организации приготовления блюд, исследовать новые идеи подачи вин, в чём поможет посещение фестивалей различного уровня.
  • Следует поразмыслить об определённом продукте, который станет «хитом» статей и объектом исследований, для чего потребуется погрузиться в исторические данные и всячески обогащать знания в этом направлении.
  • Изучение дополнительных иностранных языков — французского, итальянского, испанского — дополнительный бонус для престижной профессии в будущем.

Оптимальным вариантом станет ведение собственного блога: реакции подписчиков будут естественным образом давать возможность получать знания, выходить на актуальные вопросы во время общения.

Где можно получить профессию критик

Способности к написанию рецензий – то, чему нельзя научиться, пройдя специальную подготовку. Может быть, поэтому на сегодняшний день в ВУЗах не представлено отдельной специальности по направлению «Критик».

Тем не менее, люди этой профессии остро нуждаются в базе знаний, которая будет охватывать сферу их деятельности. И высшее образование, полученное в гуманитарных и творческих университетах на факультетах теории и истории искусств, в полной мере обеспечивает их этими знаниями. То есть, в основном, критиками становятся люди с образованием в сфере культуры или журналистики, которое дополняет их талант.

К лучшим ВУЗам с подготовкой по указанным направлениям можно отнести:

  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств;
  • Дагестанский институт прикладного искусства и дизайна;
  • Литературный институт им. А.М.Горького;
  • Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

Описание профессии

Попробуем разобраться, кто такой критик сегодня. Это высококвалифицированный специалист, который в курсе новинок искусства и максимально объективно и взвешенно оценивает события культурной жизни. Это может быть новый альбом музыкальной группы, широко разрекламированный кинофильм, ожидаемый роман известного автора, выставка картин. Причем материал должен быть опубликован быстро и подан в понятной для читателя или слушателя форме.

Критики обычно специализируются на каком-то одном из видов искусства, исключения редки. Это связано с тем, что для этой работы нужно владеть огромным фактическим материалом, что отнимает много времени.

Специализации критиков могут быть разными:

  • Литературный. Работает с новинками книжного рынка, причем сферой его внимания являются печатные издания самой разной тематики. Профессионал способен дать оценку и художественному роману, и историческому труду, и научно-популярной брошюре, и детской книжке. Он посещает книжные ярмарки и выставки, сотрудничает с издательствами, получая от них книги, только вышедшие из печати, общается с писателями. Нередко положительная рецензия знаменитого критика дает старт головокружительной карьере молодого никому не известного автора.
  • Театральный. Его дело – приходить на все премьеры как в знаменитых театрах, так и на небольших площадках, на которых играются самые разные постановки – классические, андеграунд, молодежные студенческих спектакли. Критик указывает на достоинства и недостатки в игре актеров, мастерстве режиссера, сценариста, костюмера.
  • Музыкальный. Живет в мире звуков, и должен разбираться в различных жанрах. Если специалист избирает для себя какое-то конкретное музыкальное направление, он может стать в нем суперпрофессионалом, но при этом отрежет от себя целые пласты почитателей других стилей. Сольные и сборные концерты, альбомы, музыкальные фестивали и гастроли исполнителей в разных уголках страны не должны ускользнуть от его внимания.
  • Художественный. Специализируется на произведениях искусства (картинах, скульптурах, современных арт-проектах). Его познания должны быть очень глубоки и системны: начиная от истории культуры до понимания цветообразования и стилистических особенностей каждого мастера. Обязательные места посещения – музеи, галереи, персональные выставки, вернисажи.
  • Кинокритик. Одно из самых популярных на сегодня направлений. Если музыкальные и театральные события концентрируются в основном в крупных городах, то кино – гораздо более демократичный вид искусства, и интересуются ним многие. Рецензии можно размещать на разных тематических интернет-площадках и в специализированной прессе.
  • Кулинарный. Относительно новый профиль, который широко распространен в Европе, где гастрономическая культура и ресторанный бизнес находятся на высоком уровне. От отзыва критика во многом будет зависеть репутация заведения, количество посетителей, соответственно, и прибыль.
  • Критик компьютерных игр. В этой сфере экспертами нередко становятся молодые люди, находящиеся «в теме» с самого детства. Оценка уникальности сюжета, спецэффектов, визуализации героев, музыкального сопровождения, технических возможностей дает представление о качестве игры.

Принято считать, что в отличие от обычного слушателя или зрителя, специалист способен максимально абстрагироваться от своих эмоций и дать именно беспристрастную и объективную экспертную оценку.

Самые влиятельные ресторанные критики России.

Борис. Его фамилия до настоящего времени никому не известна. Фотографии также никто не видел. Молодой человек позиционирует себя, как жаба синего цвета. Именно такой предстаёт аватарка перед читателями. Борис – критик международного уровня. Он работает в Москве, Петербурге, в крупных городах России с населением более 1 миллиона человек, а также в Хельсинки, Милане, Риме, Тбилиси и пр. Все рецензии о посещенных местах публикуются им на сайте Borisstars.ru. За 14 лет работы было создано более 3 тысяч справочных материалов о тех заведениях, которые заинтересовали критика. На сегодняшний день Борис – это человек №1 по влиятельности среди ресторанных критиков. Его сайт активно посещает весь мир, он дает интервью, но не открывает своего лица. Сам же Борис уверяет, что его единственная задача – помочь потребителю сориентироваться среди большого количества предложений. Если человек готов заплатить за еду, то пусть она будет высокого класса. Борис создал свой рейтинг ресторанов, он присваивает авторские звезды, которые уже имеют свой вес не только в России, но и во всем мире. Это, так называемые, «Звезды Бориса». Молодой человек также ведет свою авторскую программу на радиостанции Business.fm.

Получите кулинарное образование

Бытует мнение, что для работы ресторанным критиком требуется только образование журналиста, однако такая подготовка не позволит стать профессионалом. Как оценить всю вкусовую гамму блюда без развитого вкуса и обоняния? Как понять, правильно ли соблюдена рецептура? Как оценить шедевр, не представляя, каким он должен быть на вкус? А как описать все впечатления в честном отзыве, не умея излагать мысли на бумаге? Профессия ресторанного критика требует высокой образованности, как в кулинарном искусстве, так и журналистике. Более того, ему стоит узнать как можно больше подробностей о стандартах работы в индустрии питания. Как должны работать официанты, какие нормы обслуживания приняты в заведениях разного типа и т.д. Ресторанный критик – это «тройной агент» со способностями к объективной критической оценке.

«Я считаю, что для работы важна честность, постоянная работа над собой и практика, понимание, что не стоит критиковать блюда, которые вам незнакомы, пригодится любознательность и любовь к чтению книг», – говорит известный ресторанный критик Себастьен Рипари из Франции.

Узконаправленных программ подготовки таких профессионалов не существует. Если вы хотите стать ресторанным критиком, пройдите обучение в кулинарных школах в Европе. Отлично подойдут программы следующих учебных заведений:

  • Le Cordon Blue
  • International Culinary Institute Switzerland
  • Culinary Arts Academy Switzerland
  • La Scuola Internazionale di Cucina Italiana

Обучение поварскому искусству и ресторанному делу сделает вас конкурентоспособным. Вы научитесь готовить самые разные блюда, узнаете о стандартах работы в индустрии, научитесь правильно оценивать не только кухню, но и обслуживающий персонал, интерьер, сервис, винную карту и атмосферу. За время обучения в Европе вы побываете в роли повара и официанта, сомелье и управляющего, лучше поняв ресторанный бизнес. Читатели будут доверять вашему мнению, т.к. вы не теоретик, высказывающий любительскую точку зрения, а практик, прекрасно разбирающийся в деле. Конечно, вам не обязательно становиться отменным поваром, но преуспевающий критик Джо Варвик считает, что «главное много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления».

Программы обучения варьируются в зависимости от школы, но их можно разделить на несколько категорий:

  • Кулинария
  • Кондитерское искусство
  • Ресторанный бизнес
  • Винное дело

При выборе учебного заведения и курса у многих возникает масса вопросов. Не бойтесь обратиться за помощью. Эксперты STUDIES&CAREERS подберут оптимальную школу и программу, а также помогут оформить документы для поступления и получения визы.

Не ограничивайтесь кулинарным образованием. Пройдите обучение на журналиста. Если самообразование – не ваш метод, поступите на полноценные программы Бакалавриата или краткосрочные курсы.

Образование ресторанного критика продолжается на протяжении всей жизни. Он должен постоянно следить за тенденциями ресторанной индустрии, развиваться в писательском деле и улавливать новые веяния в кулинарии.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокооплачиваемая профессия.
  2. Возможность удаленной работы, ведь критик может проживать в любой стране, используя для чтения книг и отправки рецензий интернет.
  3. Профессиональные критики получают уважение и популярность в определенных кругах.
  4. Возможность работать критиком, имея образование литературоведа, журналиста, филолога.
  5. Возможность самореализации для людей, которые желают работать в сфере культуры.
  6. Интересная и многогранная работа, ведь критик может совмещать написание рецензий с созданием собственных литературных произведений, работой редактора.
  7. Современные технологии позволяют размещать рецензии на литературные произведения во всемирной сети (видео, тематические блоги и другие ресурсы).
  8. У представителей этой профессии всегда есть работа, ведь ежегодно издательства выпускают тысячи книг, на каждую из которых можно писать рецензии.

Минусы

  1. Нужно приготовиться к неодобрению со стороны коллег по литературному цеху. В обществе сложилось мнение о том, что критики – это саркастичные и недобрые люди, которые не смогли себя реализовать в качестве писателя.
  2. Литературный критик, который не умеет давать объективные оценки и не обладает талантом, не добьется успеха.
  3. Огромный конкурс на филологические факультеты в высших учебных заведениях.
  4. Работа требует внимания и отличной базовой подготовки.
  5. Необходимо уметь хранить в памяти огромный объем информации.
  6. Работа малоподвижная.

Когда гастроблогеры — проблема, а когда — наоборот

Д. В.
: К сожалению, сейчас критика часто сводится к нападкам на рестораторов или шефов. Этим занимаются блогеры, непрофессионалы. Они повсюду. Единственное, что остается делать, — просто игнорировать их. Не бойтесь, люди поймут, где несправедливость. Сюда же — чертов Tripadvisor, ненавижу его. (Некоторые рестораторы, кстати, очень здорово и с юмором отвечают на комментарии в этом и аналогичных сервисах). Порой кажется, что все эти негативные рецензии написаны с одного IP-адреса и напоминают порой нападки бывших любовников. Но если серьезно, это все очень грустно, это дискредитирует индустрию.

Но при этом нельзя делить блоги и прессу на черное и белое — есть прекрасные блоги и есть ужасные печатные издания. Кроме того, есть блогеры, которые выросли в великолепных журналистов

Другое важное качество, которое привлекает меня в блогах, — независимость. Их делают реально независимые люди

Многие из них тратят свои деньги. И не каждый журналист имеет время и средства на то, чтобы, например, изучить все кафе с фиш-энд-чипс в городе.

Обязанности

Критик выполняет функцию объективного оценщика того или иного продукта творческой деятельности: кинофильма, музыкального альбома, выставки картин или нового романа. В отличие от обычного зрителя или слушателя, критик оценивает по существу и без особых эмоций, имея за плечами солидный багаж знаний по рассматриваемой теме.

Выделяют несколько категорий критиков: кинокритики, театральные, литературные, музыкальные и критики изобразительных искусств. В последнее время появились также профессионалы, специализирующиеся по выставочной и ресторанной деятельности, а также компьютерным играм.

Недостатки профессии критик

Отрицательная составляющая профессии связана с тем, что начинающим специалистам приходится прокладывать себе дорогу на вершину успеха самостоятельно. Никому неизвестный критик не востребован, ему недоступны все прелести, связанные с материальным благосостоянием, поэтому пройти весь путь карьерного роста не каждому под силу.

Нередко в профессиональной деятельности критик сталкивается с недовольством и неприязнью со стороны творческих людей, о работе которых он высказался негативно. По этой причине вокруг высказываний критика может разразиться скандал, или он станет нежелательным гостем на некоторых мероприятиях. В некоторых случаях рецензент может понести материальный убыток из-за агрессивно настроенных объектов его нелестных отзывов, которые подали в суд иск с требованием о возмещении морального ущерба.

Особенности профессии

В обязанности кулинарного критика входит посещение ресторанов, дегустация блюд и напитков, написание рецензий и отзывов о кухне и качестве обслуживания для периодических изданий и сайтов, создание тематических передач для радио и телевидения, что интересно гурманам. Работа заключается в том, чтобы дать наиболее верное представление о еде того или иного заведения, иначе читатели будут разочарованы.

В первую очередь ресторатор обращает внимание на уровень обслуживания, атмосферу заведения, качество карты вин, блюд. Ресторанная критика подразумевает детальный анализ кухни

Изучать вкус придётся с максимальной концентрацией, что сильно отличается от обычного наслаждения блюдом. Полученные впечатления оригинальным образом впоследствии отобразятся в статьях исследователя. Профессия предусматривает изучение правил сервировки и качества обслуживания.

Вакансии ресторанного критика распространены в густонаселённых городах широкого спроса. Обязанности пишущего ресторатора неплохо оплачиваются. В Москве его зарплата в среднем может быть равна двойной оплате труда простого рабочего. В зависимости от масштабов работы по России зарплата специалиста составляет около семидесяти тысяч рублей.

Анонимность — неотъемлемое условие работы. Приходить в ресторан нужно, не выдавая себя, иначе сотрудники заведения приложат все усилия, чтобы впечатление об обслуживании у гостя осталось на высоте. Если имя визитёра уже есть в газетах, его могут узнать. В таком случае лучше воспользоваться псевдонимом. Нужно отказаться от участия в кулинарных передачах, не принимать приглашений пробовать блюда. Всё это может создать шквал общественного недовольства.

Следует иметь в виду, что описание рецептов и их оценка — разные понятия. Быть кулинарным писателем — также не означает рекламирование заведения. Настоящий критик остаётся непредвзятым, он не преувеличивает достоинств блюд, иначе его статьям перестанут доверять.

Cococouture

Вероятно, самое громкое и долгожданное открытие года. Файн-дайнинг в пространстве «Дом 12» стал уже третьей итерацией легендарного ресторана «Кококо» Матильды Шнуровой. Проект переезжает с места на место аккурат раз в четыре года: в 2016-м заведение перебралось с улицы Некрасова на Вознесенский проспект, а в 2020-м новым домом ресторана стала Новая Голландия. Бессменный шеф Игорь Гришечкин всё так же работает с высокой кухней, переосмысляя русскую. Гостям ресторана предлагают два гастрономических сета, а небольшое меню a la carte действует только в одном из трех залов. Отдельных восторгов заслуживает интерьер Cococouture с панорамными окнами в пол, кирпичными арочными сводами и множеством зеркал. Подробности — в гиде «Бумаги».

АДРЕС

РЕЖИМ РАБОТЫ

15:00–23:00 (может измениться из-за корректировки ограничений)

ССЫЛКА

МЕНЮ

5900 ₽ — большой сет

3900 ₽ — малый сет

Доставка

нет

ресторанный критик, главный редактор MarketMedia

— Гришечкин обожает вводить гостей в заблуждение. Его печенье «Мария» — внешне точь в точь из советского детства, но на самом деле это аллюзия на классическую кулинарную пару: куру и гречу. Другая классическая обманка — щи. Конечно, не простые, а сваренные на рыбном бульоне с морской капустой, кальмаром и икрой морского гребешка. Не хватайтесь сразу за деревянную сучковатую ложку, а втяните в себя воздух. Так пахнет море!

Кто такой ресторанный критик?

Мнение эксперта Екатерина Колоколова

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Ресторанным критиком может выступать журналист печатных, электронных и интернет-СМИ. После посещения заведений общепита он дает им оценку. В данном случае разговор ведется не о банальных «вкусно – невкусно», «хорошо – плохо». Здесь нужно быть настоящим знатоком этой сферы.

Довольно часто в редакциях нет ставки ресторанного критика. И его обязанности возлагаются на обычных представителей пишущей братии. Однако без опыта и специальных знаний в этой области не обойтись. Потому со временем человек, который начинает работать в данном направлении, осваивает тематику и получает отдельную колонку. В ее пределах он свободно излагает собственные мысли и выставляет их на суд читателей в виде рецензий. Кроме того, этот человек в будущем может создать собственную программу на телевидении. Работа для него найдется и на просторах Всемирной паутины. А в перспективе у него появится возможность издавать собственный журнал или тематическую газету.


Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде.

Решите, есть ли в ней рациональное зерно

Столкнувшись с критикой, постарайтесь сохранить голову холодной, будьте рациональными, и постарайтесь четко понять, есть ли в словах критика смысл, содержат ли они какие-то советы или конструктивные предложения, и, самое главное, применима ли она к вашей ситуации.

Как правило, стоит понять, что нас критикуют, и нашей первой реакцией оказывается попытка заткнуть непрошеному (а то и прошеному) критику рот. И если это удается, вскоре мы уже начинаем воспринимать свою гневную отповедь в качестве доказательства того, что мы правы, а наш оппонент ошибается. Но иногда куда полезнее оказывается просто закрыть рот, внимательно выслушать своего критика, и, быть может, даже кое-что записать в блокнот. Конечно, за исключением тех случаев, когда критика совершенно не конструктивна. В таком случае просто пропустите ее мимо ушей.

Чем страшна неконструктивная критика и что с ней делать

Критиковать можно по-разному: можно сказать, что ребёнок глупый, раз ничего не понимает, а можно максимально корректно объяснить, в чём сильные и слабые стороны его работы. Наш блогер Варвара Котельникова на основе книги «Я — лидер нового поколения» объяснила, какой должна быть критика, чтобы она не обижала ни детей, ни взрослых.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я стараюсь не использовать понятие «критика». Даже если речь о положительной коннотации с намерением сделать мир вокруг лучше. Больше нравится формулировка «обратная связь». Это разные понятия, но у конструктивной критики и обратной связи много общего.

Какие признаки у обратной связи?

  • Цель обратной связи — помочь, а не контролировать или манипулировать.
  • Она должна продвигать и побуждать к желаемому действию.
  • Основывается на личных наблюдениях и фактах.
  • Допускает описание собственных чувств.
  • Должна содержать только информацию и не должна выражать критичное отношение.
  • Должна затрагивать не саму личность, а только слова и действия.
  • Должна демонстрировать человеку уважение и право на личную позицию.
  • Говорится от первого лица: «Я воспринимаю твои действия как…»
  • Нет обобщения, разговор про конкретную ситуацию.
  • Акцент не на том, что плохо, а на том, что хорошо и что можно улучшить.

Критиковать конструктивно может не каждый. Неправильная критика создаёт эмоциональное давление, которое может трансформироваться в обиду, злость, протест или подорвать самооценку так, что отобьёт желание делать что-либо.

Я встречаю много курсов и практик по развитию личности, умению вести переговоры, доносить нужную информацию до коллег или клиентов. Чаще всего лекции, книги и тренинги адресованы взрослым людям. Нередко тем, кто занимает руководящую должность. Но какая же это грандиозная пропасть во времени — общение в школе и общение по рабочим вопросам. Почему бы нам не набрать в корзину (предпраздничные распродажи в помощь) пару-тройку книг про взаимодействие между людьми и не начать транслировать идеи эффективной коммуникации уже в начальной школе?

Куратор как катализатор и проводник идей

Один из важных аспектов роли куратора состоит в том, чтобы высветить актуальную тему и в подходящий момент предъявить ее на суд публики. Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают диалог (а точнее, даже триалог) между зрителями, художниками и миром искусства.

Мелани О’Брайен, занимавшая посты куратора и программного директора галереи современного искусства

The Power Plant в Торонто и директора-куратора независимого центра современного искусства Artspeak в Ванкувере, сравнивает курирование с работой литературного редактора:

Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают две эти специальности достаточно близкими. Кураторы — редакторы концепций — приближают искусство и другие культурные практики к аудитории, причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикаций на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий.

Тем самым кураторы часто выступают катализаторами других проектов, программ и параллельных практик, а также новых выставок, проводимых их коллегами.

Иного рода диалог ведет куратор, работающий на подготовительном этапе выставки один на один с художником. Здесь ему позволено обсуждать с художником предлагаемый им проект и вносить свои замечания, в идеале — с некоторой критической дистанции

Он может задавать вопросы и даже спорить с художником, следя за тем, чтобы не давить на своего «подопечного» и не навязывать ему свой ход мысли: важно помнить, что куратор — не художник. В этом смысле куратору нужно действовать по образцу тренера или наставника, стимулируя художника — по возможности незаметно — к наилучшим результатам

Примеры

Похвала

Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:

  • в целом хорошо, но не идеально;
  • работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю;
  • хорошо, но Вы можете лучше;
  • по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно;
  • все верно, но не вовремя.

По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:

ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее;

видно, что ты старалась, но читай задание внимательно;

ЧИТАТЬ Как развить интуицию: научные и эзотерические методы

хорошо, только чего-то не хватает, давай подумаем, как исправить.

Озабоченность

Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:

  • я озабочен Вашей недобросовестностью;
  • я поражен, что Ваш доклад не готов;
  • не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.

Обезличенность

Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:

среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем;
оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я;
некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график;
пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.

Удивление

Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:

  • Неужели Вы не справились с поручением?
  • Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
  • Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
  • Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
  • Как же так?
  • Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?

Предупреждение

Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:

  • Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
  • При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
  • Это последнее предупреждение Вам.
  • В следующий раз разговор будет иным.

Вопрос

Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:

  • Каким образом будете исправлять?
  • Что планируете предпринять?
  • Как исправите положение?
  • Что предлагаете сделать для исправления?
  • Как будете избавляться от ошибок?

Опасение

Примеры критики, выражающей опасение:

  • боюсь, что это не в последний раз;
  • думаю, что завтра будет то же самое;
  • что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный;
  • боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания;
  • мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).

Надежда

Надежду на исправление выражают фразами:

  • надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок;
  • хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее;
  • думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок;
  • хочу верить, что Вы станете более внимательным;
  • я надеюсь, что Вы можете лучше.

ЧИТАТЬ Субъективное мнение как философское понятие

Обязанности ресторанного критика

Работа этого специалиста довольно многогранна. Потому не стоит заблуждаться относительно веселой и праздной жизни, которая заключается в хождении по увеселительным заведениям. Здесь круг обязанностей куда шире, чем кажется.

1. Ресторанный критик оценивает кухню заведения. Для этого необходимо обладать элементарными знаниями в области кулинарии. Этот специалист должен уметь отличить бульон, который сварен на косточке от его собрата из кубика.

2. Ресторанный критик должен оценить меню и карту вин. Их оформление, содержание. Ведь данные атрибуты – лицо заведения. И в зависимости от того, как они выглядят, у посетителей создастся общее впечатление.

3. Ресторанный критик оценивает уровень обслуживания. Начиная от гардероба и заканчивая официантами. Ведь качественный сервис – главное условие звездности учреждения.

4. Ресторанный критик также обязан сделать вывод о внутреннем и внешнем оформлении заведения. Ведь это очень важный момент, потому что театр всегда начинается с вешалки.

Как видно, ресторанный критик обязан досконально и всестороннее изучить вверенный ему объект. И только потом делать какие-то выводы. Ресторанный критик ни в коем случае не должен писать в рецензии, что здесь все хорошо. Ведь это получится не качественная аналитика, а реклама. Подобный подход здесь недопустим, для этого есть пиар-агентства. Полностью писать негатив, что все плохо, тоже нельзя. Пытаться поднять собственный рейтинг через поливание грязью в этой области неприемлемо. Ведь читатели все равно узнают правду, а критика пустят, как говорится, на мыло

Потому в данном случае важно всесторонне изучить ситуацию и только потом писать отзыв

Какими личностными качествами должен обладать критик?

Объективность – основное правило профессионального критика. Поэтому для качественного выполнения своих обязанностей критику необходимо быть, прежде всего, честным человеком, который в своих суждениях не будет руководствоваться субъективным отношением к автору, а даст беспристрастную оценку его работе.

Поскольку не все могут воспринимать негативные высказывания в свой адрес адекватно, люди этой профессии должны обладать чувством такта и тщательно продумывать свои отзывы, прежде чем они выйдут в свет.

Критики (рецензенты) должны досконально разбираться в выбранной специализации, поэтому обязательным качеством является хорошая память, которая позволит им хранить большие объемы необходимых знаний. Основываясь на опыте и багаже знаний, им регулярно приходится аргументировано отстаивать собственную точку зрения, и доказывать правильность своих суждений, что требует от них настойчивости, смелости и справедливости.

Наличие вкуса, образного мышления и внимательность к деталям пригодятся в этой деятельности так же, как и память. Именно эти качества отличают простого обывателя от профессионала. Благодаря этим качествам критик сможет не только взглянуть на работы автора сквозь призму веков, но и прочувствовать его виденье мира.

Как дружба ресторатора и гастрокритика может навредить им обоим

Д.В.:
Одним из принципов хорошей ресторанной критики является анонимность. К сожалению, так работают единицы. Если вы все-таки дружите с шефом или ресторатором, прежде всего нужно оставаться честным. Держать дистанцию — очень тонкое дело, и это приходит с опытом.

С.Р.:
Я не могу сказать шеф-повару, что все хорошо, если на самом деле все плохо, даже если он мой друг. Если ресторан плохой, он закроется не из-за ваших рецензий о нем, а просто потому, что он плохой и ничто его не спасет. Это тонкое дело, и надо уметь держать дистанцию, балансировать и придерживаться своих моральных принципов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector