Редактор тв
Содержание:
- Плюсы и минусы профессии
- Место работы
- Курсы
- Профессиональные требования
- Немного истории. О роли главных редакторов
- Иерархия редакторов в издательских домах
- Обучение
- Любовь к журналистике
- Как стать редактором?
- Плюсы и минусы
- Процесс выпуска новостей
- Особенности профессии
- Где работать?
- Суть работы
- Важные профессиональные качества
Плюсы и минусы профессии
В связи со специфичностью этой работы следует выделить несколько преимуществ и недостатков. К положительным аспектам стоит отнести:
- общение с людьми и постоянное саморазвитие, совершенствование;
- минимальный набор требований к претенденту на должность;
- высокий уровень заработной платы в Москве и регионах;
- относительная простора в трудоустройстве;
- доступность образования в этой сфере.
Если говорить о минусах, стоит обязательно упомянуть факт отсутствия конкретной иерархии в рамках интернет-изданий. В связи с этим у выпускающего редактора может быть несколько непосредственных начальников, каждый из которых имеет свое видение картины и предъявляет «вагон» требований, что делает работу затруднительной и стрессовой. Тем не менее, данная профессия сегодня считается престижной и актуальной, поскольку за информацией стоит будущее.
Документы для скачивания (бесплатно)
Образец ДИ выпускающего редактора
Место работы
Профессия редактора отличается еще и тем, что можно иметь свою должность, например, в рамках одного крупного издательства, а не только в зависимости от профессионального сегмента. Потому что в крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами. Например, кто такой главный редактор? Это стратег издательства, определяющий не только тематику, но маркетинговую стратегию, его тактику продвижения, чтоб не допустить убыточности вверенного ему издания. В подчинении у главного редактора обычно работают редакторы отделов, непосредственно работающие с авторами. Кроме этого, для работы над рукописями издательство может пригласить литературного или научного редактора – в зависимости от специфики текста и области знаний, для которой он написан – медицина, металлообработка или информационные технологии. Кроме этого, в редакции не обойтись без выпускающего редактора, отвечающего за своевременный выпуск газеты или журнала и взаимодействующий не только с журналистами, иллюстраторами (или бильд-редактором), корректоров и верстальщиков, но и с типографией и ее персоналом.
В некоторых изданиях редакторы активно пишут, ведут колонки. Есть прецеденты, когда именно редакторы определяют размеры гонораров авторов и контролируют финансовую часть взаимодействия с ними.
Поэтому редактор может работать в издательстве или издании, на радио, телевидении, в компании-владельце интернет-ресурса . И даже из дому, если он фрилансер или просто удаленно работает.
Курсы
«Профессия Редактор с нуля до PRO» от Skillbox
Перейти на skillbox.ru
Курс «Профессия Редактор с нуля до PRO» от Skillbox
Обучающая программа от онлайн-университета Skillbox. Она состоит из 6-ти больших курсов и 488 онлайн-уроков. Идеально подходит новичкам. Если вы никогда не работали с текстами, то пошагово пройдете весь путь от автора до редактора.
В процессе обучения вы научитесь:
- Управлять командой авторов удаленно и в офисе;
- Писать, оформлять и редактировать тексты;
- Основам контент-маркетинга;
- Запускать блог компании;
- Оптимизировать работу коллектива;
- Находить точки роста и внедрять улучшения;
- Создавать контент для разных площадок;
- Презентовать результат работы заказчику.
Профессиональные требования
Главный редактор, неважно, в какой отрасли он работает – газета, журнал, издательский дом, должен иметь высшее профессиональное образование. Как правило, это факультет журналистики, который имеется практически во всех университетах
Прежде всего главный редактор должен иметь 100-процентную грамотность, хорошо владеть русским языком (иностранный – в случае если он руководит изданием, выпускаемом, например, на английском языке).
Огромную роль играет литературный талант. Ведь главный редактор должен уметь не только качественно вычитать текст и поправить его стилистически, но и сам написать любой материал, чтобы он был интересным для аудитории. Хорошие редакторы, как правило, получаются из журналистов. Прежде чем занять такую должность, человек работает несколько лет в СМИ, приобретая бесценный опыт.
Кроме того, главный редактор должен хорошо знать структуру редакции – кто и чем занимается, на кого какие обязанности возложены. При необходимости он может заменить практически любого сотрудника, поскольку, как правило, им пройдена школа журналистики, и он становится универсальным специалистом.
Главный редактор должен иметь очень широкий кругозор, быть эрудированным человеком, имеющим знания в разных областях, обязательно – начитанным, разбирающимся в тонкостях литературных жанрах. Он должен обладать грамотной речью. Обязательны лидерские качества, поскольку необходимо вдохновлять и настраивать на плодотворную работу весь коллектив. Авторитет среди коллег обязателен. Редактор должен уметь повести людей за собой – именно так есть шанс создать интересные проекты, в том числе конкурентоспособное издание.
Данный руководитель решает все организационные вопросы, все конфликты, возникающие в коллективе. Поэтому он должен быть еще и чуть-чуть психологом, суметь создать доброжелательную творческую обстановку в коллективе, чтобы каждый чувствовал себя членом команды, которого невозможно заменить
Для творческого коллектива это очень важно. Редактор должен знать о способностях каждого, чтобы в нужный момент уметь похвалить человека и вдохновить на дальнейшие свершения, а иногда указать на ошибки, но сделать это конструктивно и тактично
Немного истории. О роли главных редакторов
Представление о роли главного редактора в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий.
«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.
Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу
Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков.
Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.
Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой.
Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.
Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали и перечитывали его от корки до корки.
«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет
Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров.
Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.
С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.
Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев.
Андрей Дементьев на посту главного редактора журнала «Юность»
Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.
Еще одно звездное СМИ — журнал «Новый мир», основанный в 1925 году. Он стал желанным для читателей благодаря ярким личностям, в разное время занимавшим кресло главного редактора и всем тем, кто его создавал.
В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский.
Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Главный редактор «Нового мира» А. Твардовский
Легендарный выпуск №11 за 1962 год с повестью А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.
Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ, жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.
В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.
Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.
Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.
У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности и профессионализмом их главного редактора.
Иерархия редакторов в издательских домах
Дорогие авторы! Минутка полезности об иерархии редакторов в издательских домах. Она поможет вам решить, кому отправлять статью, если в разделе «контакты» вы обнаружили миллион имён, все из которых вроде бы редакторы.
Рассмотрим на примере журнала «Секрет фирмы».
Сканируем сверху вниз и выбираем адресата своего важного письма
#1. Главный редактор
Итак, первым номером у нас стоит Главный редактор. Ему отправлять статью не стоит. Он занят своими управленческими делами и сильно раздражается от тысячи писем. Ему сыпется всё, начиная с вопросов когда будет выплачена зарплата, заканчивая претензиями акционеров, которые недовольны политикой партии
Вряд ли он обратит внимание на ещё одно письмо с незнакомого адреса
#2. Заместитель главреда
Заместитель главреда — человек подневольный. Системе и, собственно, самому главреду. В зависимости от величины издания и их внутренней кухни полномочия его простираются от великих до ультравеликих. В его задачи входит курирование определённого блока (например, разбираться с недовольными задержкой зарплаты корреспондентами, или даже заниматься поиском новых авторов), но установить это вам как внешнему искателю будет чрезвычайно сложно, если только кто-нибудь изнутри редакции не расскажет вам вслух, как устроено именно у них. Рассчитывать на это не рекомендую, зато рекомендую на всякий случай ставить зам главреда в копию, вдруг повезёт — и именно в его юрисдикции поиск юных талантов.
#3. Шеф-редактор
Шеф-редактор на то и шеф, название говорит само за себя. Он контролирует всё что выходит из редакторской кухни. Его задача — не пропустить ни орфографическую ошибку, ни смысловую. По сути он предводитель всех корректоров и редакторов, но не определяет политики партии, а только исполняет её. Ставить его в копию, отправляя в огромное издательство (например, международный глянец или издания первого эшелона — РБК, Ъ, Ведомости), — бессмысленно. В первую очередь из-за объёма статей, приходящихся на его бедную голову. А если издание небольшое и по структуре видно, что курирует Шеф двух-трёх человек, как, например, в Секрете Фирмы, вполне можно
Будет нелишним обратить его внимание на себя
#4. Редакторы разделов / Старший редактор
Редакторы разделов / Старший редактор. Самый нужный нам человек! Обычно он отвечает за конкретное направление издания — политику, экономику, светские сплетни. Например, в СФ таких редактора два: Олег и Полина. Узнать кто за что отвечает из них, с сайта невозможно — это секреты их внутренней кухни. При этом в международном глянце или новостных изданиях в разделе «контакты» обычно всё подписано, ошибиться сложно. Сами редакторы обычно либо только доводят до ума уже существующие тексты, либо вообще ими не занимаются. Их задача — курировать действия «младшего персонала» — см ниже. Однако если вы начинающий автор и пришлёте им статью напрямую, вполне себе могут засучить рукава, тряхнуть стариной и доредактировать ваш текст, выведя на сцену начинающего автора. В принципе, это один из их почётных KPI, за что им и премию заплатят, и по головке погладят.
#5. Спецкорры, младшие редакторы и корректоры
Спецкорры, младшие редакторы и корректоры занимаются тем, что делают новости. То есть работают не покладая рук. Рекомендую не травить им душу своими экзерсисами и не забивать почтовый ящик. У них и так работа несладкая: сверху сыпятся указания Шефа, Старшие редакторы не принимают текст, коллеги добавляют масла в огонь замечаниями и критикой.
Итого: пишем Куратору раздела (Редактор / Старший редактор), ставим в копию Шефа и Замглавреда. Если редакторов несколько — выбираем одного, второго ставим в копию.
Обучение
Чтобы стать главным редактором, необходимо получить высшее образование в гуманитарной сфере: «филология», «журналистика», «издательское дело и редактирование». Должности главного редактора предшествует работа штатным журналистом.
Специальность представлена в таких вузах, как: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет.
Гуманитарные вузы Москвы: Академия социального управления, Государственный академический университет гуманитарных наук, Гуманитарный институт, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Институт журналистики и литературного творчества.
Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest
Любовь к журналистике
Интерес к журналистике у меня проснулся лет в 13. Я застала «золотой век» российской тележурналистики, смотрела новостные выпуски на «НТВ» и «РЕН ТВ» и восхищалась их работой. Особенно мне нравилась Марианна Максимовская — она в разное время работала на обоих каналах. Глядя на неё, я тоже захотела связать свою карьеру со СМИ. Несколько лет я ходила в кружок журналистики в моём родном городе.
Азы профессии мне преподавала специалист старой школы, ей было около 70 лет. Это был очень полезный опыт, хоть и несколько оторванный от современной реальности. Конечно, мне при этом нравилось читать книги и самой писать тексты, мои сочинения в школе всегда хвалили. И хотя родители хотели, чтобы я стала юристом или экономистом, я настояла на своём.
Как стать редактором?
Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»
Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.
Еще один важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы, а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.
Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).
Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.
Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.
Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?. Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант
Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.
Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.
* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.
Плюсы и минусы
Данную профессию выбирают благодаря ряду преимуществ.
- Специалист всегда найдет работу. Рынок труда предлагает множество вакансий данного направления. Работодатели ищут как начинающих специалистов, так и опытных сотрудников.
- Редактор может выбирать формат работы. Предусмотрена возможность работы в офисе или на дому, в удаленном формате.
- При развитии в профессии карьерный рост будет заметен уже через несколько лет. В перспективе стать главным или выпускающим редактором и руководить проектами.
- Постоянное общение с новыми и интересными людьми поможет завести полезные знакомства и узнать много нового.
- Многих привлекла возможность саморазвития. Специалист работает с большими объемами информации. Полученные знания помогут стать лучше в выбранной профессии.
В качестве недостатков выделяют такие факторы.
Не стоит забывать о большой ответственности. Если выполнить работу некачественно, издательство или сайт может потерять популярность у читателей
Редактор работает с итоговым продуктом, и именно он отвечает за то, каким будет конечный результат.
Учитывая актуальность и популярность профессии, все больше людей обращают на нее внимание. Высокая конкуренция мешает новичкам найти работу в крупной компании или привлечь внимание новых клиентов.
Многие работодатели отказываются нанимать человека без опыта
Это связано с высокой ответственностью и сложностью выполняемой работы. Чтобы устроиться на работу, нужно составить собственное портфолио.
Процесс выпуска новостей
— А как делаются сами новости?
— Мы получаем информацию о событии от наших корреспондентов, из собственных источников в разных структурах или из информационных агентств. Продюсеры тут же начинают искать героев или близких людей участников данной истории. Оперативно выезжает съемочная группа, герой выходит на прямую связь с нами по телефону или скайпу. Как только есть первые минуты видео с места событий – мы сразу выдаем их в эфир. Для этого даем задание отвечающим за монтаж – они собирают картинку. А мы пока пишем подводку и закадр для ведущего, ищем дополнительную информацию.
— Как в твоей жизни появиласьработа редактором на телевидении? — По образованию я преподаватель русского языка и литературы и даже некоторое время трудилась в школе, потом почти два года пробовала себя в должности маркетолога и ивент-менеджера. Вся моя деятельность была связана с языком, текстами, поэтому, когда меня пригласили на эту работу, я долго не раздумывала.
— Нам, зрителям, людям не посвященным, кажется, чторедактор телевизионных программи редактор новостей делают одно и то же. Так ли это? — На самом деле это совершенно разные профессии. Редактор тв-программ не пишет тексты, он составляет рейтинг передач, дает эфирное время и делает много другой работы. А редакторы новостей, в первую очередь, занимаются поиском интересной эксклюзивной информации и последующей подготовкой ее к эфиру.
Особенности профессии
Одной их главнейших редакторских задач является не просто вычитка текста и исправление ошибок и опечаток, но и приведение текста к единообразию и соответствующему стилю – если это солидное деловое издание, текст не должен быть разухабистым, как в «желтой прессе», но и не должен выглядеть как кусок докторской диссертации.
Но это внутренняя задача, если можно так сказать. Помимо непосредственно работы с текстами, в функционал редактора входит еще и управленческая работа. Прежде всего, это работа с авторами – именно редактор принимает на рассмотрение поступившие в медиа материалы и принимает решение о целесообразности сотрудничества с автором – либо принять в работу, либо отправить автору на доработку, а то и вовсе отклонить статью или иной материал. Кроме того, редакторы ответственны за поиск и взаимодействие с новыми авторами. Для опытных редакторов основной задачей является определение общей политики издания – какие публикации, в расчете на какую целевую аудиторию будет размещать издание. Если редакция велика, в функции редактора входит и управление коллегами, тоже участвующими в подготовке издания – например, корректорами, верстальщиками, художниками-оформителями, иллюстраторами и т.д. Если же редакция невелика, редактор может стать «человеком-оркестром» – тогда в его функции будет входить вычитка опечаток и дефектов набора текста.
Но это если мы говорим о печатном или цифровом издании. И здесь круг обязанностей может не совсем совпадать – например, если редактор книг просто читает и корректирует рукописи, то уже редактор издания имеет более широкие полномочия и может определять и тематику, и содержание издания, а не просто правит присланные авторами материалы, хотя и это тоже.
Что касается редакторов на телевидении, их задача состоит в том, чтобы делать передачи интересными и популярными для целевой аудитории, поэтому им приходится не только придумывать, но и воплощать в жизнь идеи телепередач, разрабатывать или участвовать в разработке сценариев, подборке участников и героев программы, взаимодействовать с журналистами и операторами, проверять музыкальное оформление и делать еще много важных дел.
А для редактора сайта основной задачей является не просто подбор материалов на сайт, но и формирование его структуры и стиля, утверждение и поддержание основной концепции.
Где работать?
Должность редактора есть в издательствах, в разных газетах, журналах, на телевидении, радио, на новостных и развлекательных интернет-сайтах. Везде, где есть текст – нужен редактор, потому что ни одно крупное издание не позволит себе публиковать некачественные статьи, написанные корявым и неинтересным языком.
Обязанности:
- Просмотр, поступающих материалов, на предмет подходят ли они для публикации.
- Редактировать поступающие тексты, статьи.
- Общаться непосредственно с авторами текстов, помогать им улучшить структуру текста, чтобы лучше донести главную мысль.
- Работать в связке с художественными и техническими редакторами, для того чтобы конечный результат был единым целым.
- Поддержание концепции издания.
- Составление плана работ на месяц.
- Контроль верстки и печати издание (если это печатное).
Суть работы
Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст – это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?
Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.
Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.
Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.
Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*
Замечательный редакторский совет писателя писателю!
Важные профессиональные качества
Редактор — многофункциональная должность. Поэтому главное требование к представителю профессии — умение работать в режиме многозадачности, быстро переключаться между действиями. Для эффективного выполнения обязанностей мало пройти обучение по профилю, нужно воспитать в себе внимательность, ответственность, коммуникабельность.
Представитель профессии должен быть грамотным, креативным, устойчивым к стрессам. Ему пригодятся эрудиция, любовь к чтению, хорошая память на слова, аналитический склад ума, умение красиво говорить. Современный редактор должен быть знаком с функционалом социальных сетей, отлично владеть компьютером.