Психотерапевт
Содержание:
- Зарплата психолога
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Известные психологи
- Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
- Какие экзамены следует сдать
- Список лучших вузов для обучения психологии
- Особенности профессии
- Описание программы:
- Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли
- Особенности профессии
- Как строить карьеру
- Преимущества обучения на втором высшем психологии
- Место работы
- Основные обязанности
- Пример дисциплин психологического факультета студентов МГУ
- Обязанности
- Направления подготовки психологов
Зарплата психолога
Уровень доходов таких специалистов зависит от того, где они работают, а также от уровня их квалификации. Консультирующие психологи обычно начинают с невысоких расценок, и повышают их по мере опыта.
Карьерный рост
В организациях и учреждениях психолог теоретически может занять руководящие должности. Практикующий специалист может повышать стоимость своих консультаций, проводить обучение, открывать собственную организацию, делать упор на работу с другими психологами, и т.п.
Профессиональные знания
- Общая психология.
- Психология развития и дифференциальная психология.
- Психология личности.
- Психодиагностика.
- Патопсихология.
- Социальная и семейная психология.
- Психологическое консультирование.
- Проведение групповых тренингов.
Известные психологи
- Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, чьи работы оказали огромное влияние на развитие психологии в целом.
- И.П. Павлов, автор многочисленных исследований условных и безусловных рефлексов.
Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи.
Врачи
К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.
Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты.
Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.
Не врачи
Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.
Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.
Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог.
Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.
Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.
Какие экзамены следует сдать
Если с профессией вы уже определились и теперь думаете, что нужно, чтобы выучиться на психолога – вам пора планировать поступление.
После 11 класса
Обязательный предмет — русский. Во-первых, это государственный язык, знание его – обязанность всех граждан. Во-вторых, специалисту данного профиля необходимо постоянно общаться с людьми. Без соответствующих навыков делать это будет непросто.
Второй экзамен — биология. Она напрямую связана с жизнедеятельностью человеческого организма. Не обладая достаточными сведениями о его устройстве, не стоит и мечтать об успешной карьере.
Третий — математика. Не нужно путать психологию с эзотерикой или астрологией и считать ее чем-то вроде развлечения. Это сложная в познании отрасль, где необходимо уметь вычислять и логически мыслить. Кроме вышеперечисленных предметов, может потребоваться и обществознание.
После 9 класса
Многие колледжи и училища принимают студентов по среднему баллу аттестата, который получают, сдавая ОГЭ. Из обязательных для сдачи предметов – русский, математика и два на выбор. Чтобы поступить на факультет психологии, выбрать необходимо химию, биологию или естествознание.
Список лучших вузов для обучения психологии
Перечень лучших вузов Москвы, в которых обучают психологии:
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваРоссийский государственный гуманитарный университетМосковский институт психоанализаУниверситет «Синергия»Московский гуманитарно-экономический университетМосковский государственный психолого-педагогический университетНациональный институт им. Екатерины ВеликойРоссийский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. ПироговаРоссийский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)Московский социально-педагогический институтМосковский педагогический государственный университетРоссийский экономический университет имени Г.В. ПлехановаМосковский государственный гуманитарно-экономический университетВосточно-Европейский институт психоанализаМосковский гуманитарный университет (МосГУ)
МГУ имени М.В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова проводит обучение по программам специалитета «Клиническая психология» (4 года), «Психология служебной деятельности» (5 лет) «Педагогика и психология девиантного поведения» (5 лет).
Магистерские программы обучения:
- Теоретическая и экспериментальная психология
- Экономическая психология
- Космическая психология
- Клинико-психологическая реабилитация при нарушениях когнитивных и эмоциональных процессов
- Психология в цифровом мире (Киберпсихология)
- Нейропсихолингвистика
Аспирантура ведет набор по двум программам: «Психологические науки» и «Образование и педагогические науки».
Если хотите поступать на второе высшее в этот университет, то рекомендуется пройти курс дополнительного образования «Основы психологии» (1 год). Форма обучения – вечерняя, срок обучения составит – 2,5 года.
РГГУ
Российский государственный гуманитарный университет, а именно Институт психологии им. Л.С. Выготского проводит обучение по направлениям бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Программы бакалавриата: «Психология личности», «Психология образования на разных этапах развития», «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклоняющимся поведением».
Программы специалитета: Клиническая психология («Патопсихологическая диагностика и психотерапия» и «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»), Психология служебной деятельности («Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности»).
Программы магистратуры «Психология консультирования», «Психология бизнеса и рекламы», «Психология искусства», «Психология личности», «Психология информационного и киберпространства», «Психология управления в образовательной организации», «Семейная психология».
Программы аспиранутры: «Общая психология, психология личности, история психологии», «Психология развития, акмеология».
Второе высшее образование в РГГУ получают по специальностям «Психолог» и «Клинический психолог». Форма обучения – очно-заочная.
МИП
Московский институт психоанализа позволяет получить второе высшее образование по направлениям «Психолог», «Клинический психолог». Форма обучения – вечерняя или заочная (возможен дистанционный вариант обучения на «Психолога»).
Можно получить магистерское и аспирантское образование по «Психологии».
Также в вузе представлено разнообразное количество программ переподготовки и курсов.
Дополнительное образование
Программы дополнительного образования по психологии:
- Психологическое консультирование;
- Семейная психотерапия;
- Практическая психология родительско-детских отношений;
- Психолог в социальной сфере;
- Психология зависимого поведения;
- Арт-терапия;
- Психосоматика;
- Телесно-ориентированная психотерапия;
- Дефектология;
- Клинико-психологическая диагностика и психотерапия;
- Нейропсихология.
Особенности профессии
Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:
- Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
- Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
- Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.
Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.
Описание программы:
Самая первая программа клинической психологии на Урале!
За 20 лет деятельности выработана уникальная образовательная методика, которая включает в себя практику в таких учреждениях, как «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий» и др. Студенты занимаются в научной и учебной лабораториях Департамента психологии, исследуя особенности нейрокогнитивного развития детей раннего возраста (0-3 года), в частности, недоношенных детей, детей с семейным риском развития РАС и СДВГ, детей, перенёсших ишемический инсульт, а также специфику рабочей памяти и когнитивной перегрузки. Будущие клинические психологи подключаются и к международным проектам (Великобритания, Швеция, Германия).
Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «»!
Чему я буду учиться?
Студенты осваивают широкий спектр дисциплин: «Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля», «Психология кризисных ситуаций», «Психосоматика», «Дистанционные методы психологического консультирования», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Спецпрактикум-тренинг по работе с семьей», «Психологическая профилактика зависимого поведения», «Практикум по детской патопсихологии»; «Расстройства личности», «Клиническая психология в геронтологии», «Проективные методы в клинической психологии» и др. Также в программу включены дисциплины: «Основы психотерапии», «Введение в клинический психоанализ», «Когнитивно-бихевиоральная терапия», «Основы психокоррекционной работы». Широко представлен модуль «Нейропсихология детского возраста».
Почему стоит выбрать программу «Психология»?
Преподаватели – ведущие специалисты с разнообразными научными и практическими интересами (психофизиология, нейропсихология, психосоматика, психология здоровья, психотерапия, психология экстремальных состояний и др.). Во время обучения студенты получают практические навыки работы в психологических и реабилитационных центрах города.
Кроме этого, будущие клинические психологи активно участвуют во внеучебной деятельности (студенческое научное сообщество, студенческий психологический клуб, сообщество «Арт-терапевтические пятницы», клуб игротехник, волонтерская деятельность).
Кем я буду работать?
Наши выпускники востребованы в учреждениях здравоохранения, МЧС, образовательных учреждениях, коррекционных центрах города, области и России. Большинство выпускников выбирают работу по специальности «медицинский психолог», «психолог».
Партнеры и работодатели
Партнерами программы выступают «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», психологические центры.
Работодателями выступают: «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям стихийных бедствий», медицинские учреждения, нейропсихологические центры.
Исследования сотрудников кафедры были поддержаны грантами РФФИ, РНФ, Министерства образования Российской Федерации и других фондов.
Видео о программе
Есть вопросы? Задайте их во «» и «Фейсбуке» или по телефону горячей линии по приему-2021 8 905 800 35 95 (работает WhatsApp)
Когнитивно-поведенческая терапия в лечении хронической боли
Когнитивно-поведенческая психотерапия – психосоциальный терапевтический метод. Он направлен на осознание пациентом особенностей текущего состояния, определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия, формирование психотерапевтической программы с помощью нейропсихологов. Основные воздействия при психотерапии пациентов направлены на их познавательные процессы — «реалистичное и нереалистичное познание» или «рациональные и иррациональные установки».
В процессе занятий нейропсихологи приучают пациента к самонаблюдению и осознанию мыслей, которые автоматически возникают у человека в ответ на внешние события, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях не факты, а гипотезы. Нейропсихологи знакомят пациента с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулировки проблем, помогают расширить привычные правила поведения.
В процессе рационально-эмоциональной психотерапии выявляют иррациональные установки пациента и проводят их коррекцию. Методики, которые применяют нейропсихологии, помогают пациенту приобрести новый, противоречащий его неадаптивным убеждениям, опыт. Новые варианты мышления и поведения пациенты закрепляют в процессе специальных тренировок (ролевых игр) и в повседневной жизни.
Нейропсихологи, которые применяют метод когнитивно-поведенческой терапии, применяют следующие техники саморегуляции:
- эмоционально-мышечную релаксацию;
- самогипноз;
- медитацию;
- работу с «управляемым» воображением;
- биологическую обратную связь.
Одновременно с обучением пациента этим методам нейропсихологи Юсуповской больницы развивают у них навыки самонаблюдения, поскольку произвольный самоконтроль возможен только при ясном осознании характера воспринимаемой информации. Занятия ауторелаксацией восстанавливают динамическое равновесие механизмов гомеостаза и приводят к нормализации вегетативно-висцеральных и нейроэндокринных нарушений, изменений тонуса мышц, которые возникают вследствие стресса.
Ауторелаксация уменьшает уровень тревожности пациента и повышает его устойчивость к стрессовым воздействиям. К релаксационным техникам, которые обеспечивают мышечное и эмоциональное расслабление относят функциональную релаксацию, аутогенную тренировку, специальные дыхательные упражнения, прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону.
Большинство релаксационных техник нейропсихологии сочетают с введением пациента в гипнотическое состояние, которое сопровождается концентрацией внимания на определенных стимулах. Расслабление и достижение гипнотического состояния достигается с помощью внушения или самовнушения, а гипнотическое состояние облегчает беспрепятственное усвоение мыслей и убеждений, которые в другом состоянии пациент подверг бы анализу и критике.
В начале сеанса самовнушение используют для индукции мышечного и эмоционального расслабления, а затем для формирования определенных убеждений, которые снижают значимость болезненных проявлений, повышают уверенность в собственных возможностях справиться с заболеванием и создают настрой на поведение, которое способствует выздоровлению.
Мышечной релаксации достигают с помощью техники медитации. Она представляет собой более активный процесс, который направлен на устранение посторонних мыслей путем концентрации умственных способностей на одном объекте в течение длительного периода. Объектом медитации может служить собственное дыхание, любой звук или предмет.
Некоторые приемы достижения мышечной и эмоциональной релаксации включают использование «управляемого воображения». Работа с воображением проводится с целью отвлечения внимания пациента от болевых ощущений. Применение биологической обратной связи – один из способов быстрого обучения пациента произвольному влиянию на параметры физиологических процессов в организме. При лечении хронической боли нейропсихологии используют две разновидности биологической обратной связи: электромиографическую и тепловую. Электромиографическую биологическую обратную связь используют для уменьшения напряжения мышц с помощью определенных поз и техник у пациентов, которые страдают головной болью напряжения и другими заболеваниями, сопровождающимися напряжением мышц. Тепловую биологическую обратную связь используют у пациентов, которые страдают следующими заболеваниями:
- мигренью;
- болезнью Рейно;
- рефлекторной симпатической дистрофией.
С помощью этой методики пациентов обучают, как можно повысить периферическую температуру, согреть конечности и улучшить кровоток.
Особенности профессии
Психотерапия – это система воздействия на пациента психологическими средствами. Психотерапия разделяется на медицинскую и немедицинскую. Врач-психотерапевт занимается медицинской психотерапией. Немедицинская относится к работе психолога.
И тот, и другой применяют психические (психологические) технологии. Но чем же тогда психотерапевт отличается от психолога? Тем, что психотерапевт – это врач, и он занимается именно лечением, т.е. работает с болезнями. Тогда как психолог не имеет медицинского образования. Он занимается душевными проблемами, не связанными с психическими патологиями.
В психиатрических клиниках работают также патопсихологии. Но их задача – помощь в диагностике заболевания и в выборе направления лечения. Непосредственно лечением они не занимаются.
В психиатрических клиниках психотерапевт работает в сотрудничестве с психиатром и патопсихологом. (Подробнее о психиатрии см. статью «Врач-психиатр»). В некоторых случаях для лечения больного лекарства не нужны или же эффект от их применения нужно развить с помощью психотерапии. Психотерапия используется также на этапе выхода из болезни (этап реабилитации) и для её профилактики. Когда психиатр определяет стратегию лечения, врач-психотерапевт приступает к своей части работы.
Надо сказать, что часто психотерапией занимаются сами психиатры. В отличие от психологов, они имеют право назначать лекарства. Но для проведения ещё и психотерапии, они проходят специальную подготовку, т.к. без глубокого понимания психотерапевтических методов хороших результатов не добиться. Дело в том, что профессия психотерапевт выходит за пределы медицины: в ней очень большое место занимает гуманитарная составляющая. Психотерапию нельзя свести к набору технологий, т.к. она предполагает эмоциональный контакт между врачом и больным. Психотерапевт, сопереживая своему пациенту, создаёт благоприятный настрой. Иными словами, врач-психотерапевт включается в процесс личностно.
В психотерапии существует большое количество методов. Это и гипноз, и аутотренинг, и поведенческая тренировка, и рациональный, и личностно-ориентированный методы.
Гипноз проводится с помощью внушения (суггестии), поэтому метод называют также гипносуггестивной психотерапией. Его используют для внушения убеждений, улучшающих эмоциональное состояние пациента.
Аутогенная тренировка отчасти напоминает гипноз, но здесь ведущую роль играет сам пациент. Он под руководством психотерапевта учится проводить психическую саморегуляцию: силой воображения устранять болезненные переживания.
Поведенческая психотерапия помогает избавиться от неправильного (патологического) поведения. Точенее, от неправильных поведенческих привычек. В рациональной психотерапии используются логические аргументы, чтобы объяснить больному, почему какие-то из его убеждений ошибочны. При этом врач использует и эмоциональное воздействие, и внушение.
Личностно-ориентированная психотерапия помогает пациенту разобраться в себе: увидеть, какие именно переживания стали причиной психического нарушения.
Есть и другие методы работы (арт-терапия, сказкотерапия, телесно ориентированная терапия, гештальд и пр.). Психотерапевт подбирает нужные методики индивидуально. В любом случае успех лечения возможен, только если пациент доверяет своему врачу. И это доверие укрепляется, когда терапия даёт хорошие результаты.
Как строить карьеру
Учась в медицинском университете или готовясь стать психологом в другом вузе, студент может посещать различные курсы и семинары, на которых преподают основы психотерапии и методики воздействия на пациентов посредством слова. Такая тактика принесет только пользу, ведь знакомиться с азами профессии будущий специалист начнет раньше.
Не будет лишним «напроситься» в ассистенты к практикующему врачу – таким образом можно набираться опыта и заранее оценить все плюсы и минусы будущей работы. Правда, эта возможности есть лишь у тех, кто находится в крупных городах, где существуют центры и клиники психологической помощи.
Преимущества обучения на втором высшем психологии
Ежегодно численность желающих получить второе высшее психологическое образование в Университете «Синергия» растет на 20−25%. Это объяснимо: преподаватели факультета — практикующие успешные психологи, выпускники получают оригинал аттестата — Государственный диплом бакалавра с Общеевропейским приложением Diploma Supplement.
Обучение открывает двери для самостоятельной практики, личностного роста, карьерного продвижения. Бакалавры Университета «Синергия» имеют возможность трудоустроиться с первого курса.
Краткий (неполный) набор компетенций:
- работа с межличностными конфликтами, тимбилдинг, эффективное управление коллективом;
- кадровый отдел: подбор персонала, распределение специалистов, организация перемещений штата;
- коучинг, бизнес-тренер — самая востребованная спецификация: более 70% крупных/средних российских/международных компаний работают с постоянными тренерами;
- административные должности: менеджмент, мотивация персонала;
- бизнес-консультант: методология принятия управленческих решений;
- обучение кадров: внутренние тренинги, создание корпоративной культуры/внутрикорпоративной религии.
Применяя полученные навыки, вы научитесь управлять своим карьерным ростом, задавать его направление (смежные области, вверх), скорость продвижения.
Статистика: средняя заработная плата психолога в Москве — 25−35 тысяч рублей, психолога организаций — 45−50 тысяч. Квалифицированный коуч/тренер получает до 20 тысяч рублей за курс.
Чужая душа — потемки, но обучение поможет пролить свет, отыскать путь к сердцу каждого человека. В жизни профессия незаменима: отношения с детьми, родными, партнерами, незнакомыми людьми — все становится проще, если освоить практическое применение психологических приемов.
Формы и длительность обучения на факультете психологии
Университет «Синергия» предлагает 3 формы обучения:
- Очный формат учеты — 4 года.
- Заочно-очная форма образования (вечернее посещение занятий) — 4 года 6 месяцев.
- Удобный формат второго высшего по психологии дистанционно. Вам доступны интерактивные практические занятия: case study, тренинги, семинары, коуч-сессии, мастер-классы. Можно удаленно участвовать в форумах, конференциях, круглых столах. Срок профессионального удаленного образования — 4 года 6 месяцев.
Студенты получают степень бакалавра.
Какие сдавать экзамены при поступлении на второе высшее по психологии
Правила вступительных экзаменов устанавливаются ежегодно — публикуются на сайте Университета «Синергия» не позднее 20 июня. Для поступления необходимо набрать установленное количество баллов (действует 100-балльная система). Экзаменационные предметы:
- Математика,
- Биология,
- Русский язык.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Место работы
Кто такой психолог и чем он занимается – это вопросы, ответы на которые зависят от места его работы. Так, есть консультирующие психологи, которые ведут свою собственную практику. Есть научные специалисты, работающие в образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах. Есть психологи в школах, частных и государственных компаниях, так или иначе отвечающие за атмосферу в коллективе. Есть клинические психологи, работающие в медицинских учреждениях вместе с врачами (для этого недостаточно базового образования в вузе на психолога, необходимо обязательно пройти дополнительную учебу).
Основные обязанности
В этой работе есть преимущества и недостатки. Главные минусы – постоянное напряжение, стресс, неизбежно возникающие при общении с пациентами. О них не следует забывать, желая стать практикующим психологом. Деятельность специалиста включает в себя:
- различные тестирования, проводимые с целью определения личностных характеристик клиентов;
- психологические тренинги;
- консультации при непростых жизненных ситуациях;
- анализ влияния социальных, профессиональных и других факторов на поведение и мышление;
- изучение причин, ставших следствием неудовлетворительного состояния пациентов;
- терапевтические беседы, индивидуальные консультирования;
- помощь в адаптации (на новом месте жительства, в другом коллективе).
Пример дисциплин психологического факультета студентов МГУ
В МГУ есть 3 направления по психологии:
- «Клиническая психология».
- «Психология служебной деятельности».
- «Педагогика и психология девиантного поведения».
На изучение каждой специализации студентам дают 5 000 часов занятий (семинаров, лекций, практических и лабораторных работ). При этом 60% всего времени отводят под изучение базовой части (общеобразовательных дисциплин), а 40% – на изучение вариативной части (предметы по специализации).
В рамках социально-гуманитарных предметов тут преподают:
- философию,
- историю отечества,
- историю зарубежной и русской философии,
- этику и логику,
- социологию и антропологию,
- историю и теорию религии,
- экономику и политологию,
- педагогику,
- иностранный язык,
- основы Российского права.
В рамки естественнонаучных дисциплин входят:
- математические – высшая математика, информатика и ЭВМ в психологии, математические методы в психологии;
- биологические – экология, антропология, физиология ЦНС/ВНД/сенсорных систем, анатомия и морфология ЦНС.
Студенты дневного отделения будут посещать занятия по физической культуре, военному делу (на добровольной основе) и ОБЖ. Физкультуру преподают только первые 2 года учебы. А студенты могут выбрать и бесплатно посещать одну из 32-х секций МГУ.
Курс фундаментальных дисциплин здесь складывается из следующих предметов:
- психология личности,
- психология сознания,
- общая психология,
- история психологии,
- дифференциальная психология,
- экспериментальная психология,
- психологический практикум,
- основы психодиагностики,
- методологические проблемы психологии.
В рамках этого же фундаментального курса будут проводить знакомство с разными отраслями психологической практики и науки – психогенетика и психофизиология, основы нейропсихологии, возрастная и педагогическая психология и т.д.
Теперь вы знаете примерный список предметов и сможете планировать свои силы и возможности при поступлении. Впрочем, не стоит себя недооценивать. Практика показывает, что часто из-за страхов мы упускаем лучшие варианты.
Даже если вам кажется, что некоторые предметы вы не сможете осилить, лучше рискнуть. В худшем случае вам придется уделить им чуть больше внимания и времени на изучение, в лучшем – быстро овладеете ими сами. И во всех случаях рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который не кинет вас в трудную минуту и поддержит в любое время дня и ночи.
Обязанности
Обязанности психотерапевта зависят от того, имеет ли он медицинское образование или же только диплом психолога. Если мединститута за плечами нет, специалисту запрещено назначать препараты и заниматься диагностикой психических заболеваний. В случае обнаружения серьезных патологий он обязан направить пациента на консультацию к психиатру.
Но и медики, и гуманитарии могут заниматься лечением больных, применяя различные психологические методики:
- гипноз, в основе которого лежит внушение пациенту различных мыслей, убеждений, призванных улучшить его эмоциональное состояние;
- поведенческую психотерапию, заключающуюся в формировании у больного правильных убеждений и линии поведения, способных улучшить его жизнь;
- аутогенные тренинги, направлены на обучение методам самовнушения. После этого человек может без врачебного вмешательства справляться с трудностями и неприятными ситуациями;
- личностно-ориентированную терапию, помогающую людям с различными проблемами разобраться в себе, своих мыслях и переживаниях.
Существуют и другие способы воздействия на эмоциональное и психическое состояние человека. К примеру, арт-, анимало-, гештальттерапия и т. п. Выбор метода зависит только от ситуации пациента. Поэтому к каждому обратившемуся врач находит индивидуальный подход, основанный на личностном контакте.
Направления подготовки психологов
Образование психолога получают в высшем учебном заведении по программам бакалавриата и магистратуры, иногда специалитета. Кроме того, возможно получение психологического образования на курсах профессиональной переподготовки.
Основные направления на бакалавриате можно условно разделить на детскую и взрослую психологию. Детская психология включает в себя психолого-педагогический и дефектологический факультет. Взрослая психология изучается на факультете общей психологии.
Кроме этого существуют направления «Клинической психологии», «Психологии служебной деятельности», «Конфликтология».
Студент, который выбрал для себя путь изучения детской психологии, получит не только образование психологическое. Так как ему предстоит работать с детьми, он должен уметь определять различного рода отклонения в развитии детей и помогать им в адаптации к жизненным ситуациям. Или же отправлять к более компетентному специалисту. Поэтому детскому психологу понадобится педагогическое или медицинское образование, которое также входит в программу обучения. Детский психолог работает в сфере образования и воспитания – детские сады, школы, ссузы.
На факультет «Общая психология» студенты получают основное образование по психологии, узнают о психологическом консультировании, психотерапии, личностном развитии, межличностных отношениях и многом другом. Это широкий профиль, после которого человек может работать психологом в сфере образования, консультирования, а также в центрах психологической помощи. Кроме того, он может продолжить обучение и вести научную деятельность. Это надежный фундамент для дальнейшего выбора специализации в магистратуре или дополнительном образовании.
Клинический психолог работает с людьми, у которых наблюдаются психосоматические и невротические заболевания. Он занимается психодиагностикой. Также клинический психолог работает с людьми, страдающими какими-либо зависимостями. Эта работа востребована в реабилитационных центрах и больницах как в детских, так и во взрослых отделениях.
Направление «Психологии служебной деятельности» уделяет внимание изучению конфликтов и стрессов в социальной и профессиональной среде. Проводят психологическую экспертизу при приеме на работу в силовых структурах, проводят курсы реабилитации и адаптации для людей, переживших чрезвычайную ситуацию. Это направление охватывает сферу правоохранительных структур, воспитания, образования и социальной помощи. Психологи этого направления помогают семьям военнослужащих в реабилитации после психических травм, а также работают в центрах психологической помощи и заниматься подбором персонала
Конфликтология – молодое направление, специализирующееся на профилактике и решении конфликтных ситуаций между людьми в социальной и политической сфере. Психолог-конфликтолог решает спорные ситуации, выслушивает разные стороны, создает доверительную атмосферу для последующего разрешения конфликтной ситуации. Он работает в органах государственного самоуправления, центрах психологической помощи, маркетинговых компаниях.