Что такое военный психолог и как им стать — 2021

Содержание:

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Управление дополнительного профессионального образования

АННОТАЦИЯ

к программе повышения квалификацииЦелью реализации программы

является совершенствование профессиональных компетенций педагога высшего профессионального образования в области целевой подготовки кадров в интересах Министерства обороны. В составе соответствующих компетенций представлены:

  • способность применять данные военной психологии в учебно-воспитательном процессе;
  • способность осуществлять исследовательскую работу в межпредметной области;
  • способность оптимизировать организационно-управленческую деятельность педагога с учетом особенностей функционирования и развития человеческого фактора в аэрокосмическом образовании;
  • готовность к профессиональному саморазвитию на основе расширения диапазона служебных задач с привлечением современного психологического знания.

Результатом обучения

является приобретениезнаний и умений по:

  • методологическим основам военной психологии;
  • психологической характеристики современной войны и боевых действий;
  • индивидуально-психологическим особенностям военнослужащих и социально-психологическим свойствам воинских коллективов в боевой обстановке;
  • использованию учебно-методических материалов дисциплин «Военная психология» в образовательном процессе, нацеленном на подготовку офицерских кадров для Вооруженных сил РФ;
  • мотивационным, эмоционально-волевым, ценностно-смысловым, интеллектуальным, коммуникативным качествам обучающихся в процессе освоения ими соответствующих военных специальностей;
  • анализу актуального уровня психологического развития обучающихся, определению перспектив дальнейшего личностного и профессионального становления.

Категория слушателей:

преподаватели военных кафедр вузов.ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аудиторные занятия, дистанционные занятия
№ п/п Наименование разделов Всего, час Лекции, час Лабораторные работы, час Практические занятия, семинары, час Аттестация СРС, час
час Форма контроля
1 Введение в военную психологию 18 10 8
1.1 Предмет, задачи, структура, методы военной психологии 10 6 4
1.2 История военной психологии 8 4 4
2 Методология психологической работы в Вооруженных силах 18 10 8
2.1 Психологическая работа в мирное время 10 6 4
2.2 Психологическая работа в период военных конфликтов 8 4 4
3 Психология боевых действий 18 10 8
3.1 Психологические особенности наступательных и оборонительных боевых действий 10 6 4
3.2 Психологическое обеспечение боевых действий войск 8 4 4
4 Психологические операции в современных условиях 18 10 8
4.1 Психологические операции: стратегические, оперативные и тактические задачи 10 6 4
4.2 Научная основа психологических операций 8 4 2
5.1 Итоговый контроль 2 Реферат 4
Итого 72 40 32 4

Получить информацию о стоимости и записаться на обучение можно по приведенным ниже контактам:

8;; 8-499-158-43-90

тел./факс: 8-499-158-97-25

Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования

Военная психология, как отдельная отрасль, сформировалась в начале 20 века. До этого она не имела выделенной методики, в основном занимаясь поддержкой боевого духа солдат, развитием чувства воинского долга. У армейской психологии выделили 3 направления развития:

  • психологические особенности командира, как лидера подразделения;
  • взаимодействие военнослужащих;
  • работа военных психологов в областях, сопутствующих подготовке к боевым действиям.

Первые масштабные исследования по изучению психологии солдат проводились в Америке. Представитель первой волны исследователей психологии военных Р. Йеркс с помощью первичных тестов разработал специализированные тесты, направленные на выявление степени готовности мужчин участвовать в боевых действиях, склонность к лидерству, уровень развития интеллекта.

Спустя 20 лет у психологов уже была обширная база практических исследований. Участившиеся локальные конфликты стали основной причиной появления новой, самостоятельной профессии — военный психолог. Поскольку эта специальность требует углубленного понимания особенностей военной деятельности, им требуется специализированная подготовка.  Поэтому проще подготовить армейского психолога из бывшего служащего, обеспечив ему возможность для переквалификации.

Почему девушки хотят в армию

Оказывается, есть довольно много молодых женщин, готовых стать защитницами Отечества. В военных учебных заведениях часто образовывается большой конкурс на «дамские» специальности: до 10 претенденток на место. Какие мотивы чаще всего побуждают представительниц слабого пола становиться военнослужащими?

1. Многие девушки желают вступить в ряды армии, потому что являются настоящими патриотками России. Они хотят защищать Родину и считают военное дело своим призванием.

2. Некоторые представительницы прекрасного пола рассматривают службу в рядах вооруженных сил как способ продвинуться вверх по социальной лестнице. Этот мотив особенно распространен среди женщин, планирующих строить политическую карьеру.

3. Супруги защитников Родины, живущие в частях и закрытых городках, часто осваивают военные профессии. Для них, как правило, нет другой возможности пойти работать.

4. Часть молодых девушек поступает в вузы военного профиля по настоянию родителей, желающих воспитать в дочерях высокий моральный облик. Матери и отцы справедливо полагают, что обучаясь армейскому искусству, их дочери приобретут такие ценные качества, как целеустремленность, сила воли, строгость к себе. Как правило, в этом случае родители не настаивают, чтобы девушки после окончания учебного заведения оставались на военной службе. Тем не менее, многие молодые женщины «втягиваются» и продолжают на добровольной основе работать по специальности.

5. Для некоторых девушек освоение военного дела становится единственным способом получить высшее образование, если в населенном пункте нет вузов другого профиля.

6. Многие молодые женщины, поступающие на службу, стремятся таким образом повысить свои шансы на замужество

В они работают вместе с юношами и часто бывают окружены вниманием поклонников

Некоторые представительницы прекрасного пола на форумах отмечают, что женщины, наравне с мужчинами должны подлежать обязательному призыву в армию. Дамы считают, что это поможет им получить необходимые навыки самообороны, научиться управляться с оружием и оказывать первую медицинскую помощь. Кроме того, многие молодые девушки готовы проходить службу потому, что в случае необходимости представительницам прекрасного пола также придется защищать Родину.

Культурная и общественная жизнь

Спорт является неотъемлемой частью курсантов Академии, как и духовно-патриотическое воспитание. Ребята постоянно занимаются разными видами спорта (плавание, рукопашный бой, легкая атлетика и другие), что позволяет укрепить их дух, тело и развить навыки работы в команде. Регулярно проводится спартакиада, разнообразные соревнования и иные виды спортивных мероприятий, в которых принимают участие команды Академии ФСБ РФ. Уделено много внимания патриотическому и культурному воспитанию: тематические вечера, мероприятия, встречи с ветеранами, концерты, экскурсии. Организацией досуга занимается Культурный центр.

Должностные обязанности психолога воинской части

Должность «психолога полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х годов в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом на основании приказа министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., дирек­ тивы министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18, 1996 г., приказа министра обороны РФ «Об органах воспитатель­ ной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.

Работа психологической службы в военной части направлена на по­ вышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

— знание психологических качеств военнослужащих полка;

— изучение социально-психологических процессов в полку и подразде­

лениях;

— выработку предложений по укреплению военной дисциплины и про­

филактике правонарушений;

— организацию и проведение психологической работы по поддержа­

нию боевой и мобилизационной готовности;

— оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;

— проведение мероприятий по психологической адаптации военнослу­

жащих к условиям военной службы;

— участие в профессиональном психологическом отборе личного со­

става полка;

— организацию психологической помощи военнослужащим и членам их семей;

— организацию взаимодействия с медицинской службой полка;

— методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;

— проведение мероприятий по противодействию негативному психоло­

гическому влиянию на личный состав;

— участие в развитии материально-технической базы психологической работы;

— информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих долж­

ностных лиц.

Психолог несет ответственность за выполнение перечисленных обя­

занностей.

Для решения этих многообразных задач специалисты психологической службы военной части должны собрать информацию о психологическом со­ стоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного воен­ нослужащего, уметь определить их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений.

Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприя­ тия по организации психологической помощи.

Составление документов, отчетов психологической службой происхо­ дит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по пси­ хологической работе в ВС РВ» Д-3, 1998 г.

Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу, рабо­ тающему в военной части, и происходит в основном во взаимодействии пси­ холога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу проступков военнослужащих осу­ ществляются специалистами психологической службы при совместном уча­ стии всех органов воспитательной работы.

Чем занимаются специалисты по психологии служебной деятельности

Те, кто выбрал и освоил специальность Психология служебной деятельности, в дальнейшем трудится в учреждениях различного профиля. Выпускник будет знаком с методами психологического обеспечения кадров правоохранительной, армейской систем, диагностики, профилактики и коррекции. Сфера применения навыков это также реабилитация после психических травм, помощь семьям военнослужащих. При изучении студентами дисциплин преподаватели делают упор на исследовании поведенческих факторов в критических обстоятельствах. Либо при ситуациях, предполагающих стресс.

Профессионалы, специализирующиеся на деятельности людей в учреждениях, осуществляют следующее:

  • проводят консультации для тех, кто служит в силовых структурах,
  • осуществляют реабилитационные мероприятия,
  • оценивают персонал и участвуют в его подборе,
  • корректируют общий психологический настрой в коллективах.

В ходе обучения студенты осваивают гуманитарные и естественные науки, управленческие дисциплины. Акцент делается на специальные предметы. Учебный план включает свыше десятка предметов по психологии, таких как:

  • реабилитация, корректирующие мероприятия,
  • конфликты,
  • контакты, переговоры,
  • массовые беспорядки в психологическом аспекте,
  • менеджмент относительно кадров,
  • психологическое обеспечение служб,
  • безопасность,
  • стресс и устойчивость к нему,
  • другие направления.

Психолог-консультант весьма востребован в государственных либо частных организациях медицинского, образовательного и воспитательного профиля. В нем нуждаются центры по подбору персонала и оказанию психологической помощи. Можно привести ряд примеров реализации в коммерческой сфере.

  1. Термин хед-хантер в переводе с английского дословно означает охотник за головами. Этот человек ищет высококвалифицированные кадры для своего предприятия. Как правило, он переманивает их по заказу компании из других организаций. Отыскав ценного сотрудника, подобный специалист убеждает уйти от конкурентов, хотя тот не был ранее заинтересован в перемене места работы.
  2. Другой подобный профессионал своего дела именуется рекрутером. Он занимается выбором кандидатов из множества соискателей. Оба указанных типа специалистов действуют, принося пользу своему предприятию. Их услуги основаны на знании психологии людей, умении анализировать, принимать верные решения. Хотя западные компании берут на такую должность людей с любым образованием, исходя из набора нужных качеств, навыки психолога делают его идеальным для данной роли.
  3. Еще один тип деятельности, пришедший к нам под американским термином, коучинг (coaching). Это способ проведения тренинга, при котором знаток психологии людей помогает обучающемуся лицу достичь целей в жизни или профессии. Подобные тренеры (коучи) тоже зачастую весьма хорошо оплачиваются и востребованы. Обычно подобная деятельность, как и бизнес-тренинг проводятся в рамках частной практики. Но и государственные организации также нуждаются в высококвалифицированных специалистах данной сферы.

Какими качествами должен обладать военный психолог

Работать военным психологом очень сложно и не подвластно каждому. Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно обладать массой характерных качеств. Психолог должен быть наблюдательным, интуитивным, уравновешенным, обладать достойными педагогическими и организаторскими способностями. Кроме этого, данный специалист должен хорошо владеть военными знаниями, уметь пользоваться современными технологиями, грамотно писать и формулировать рапорты вышестоящим должностным лицам в понятной и доступной форме. Чтобы не допускать возможных ошибок при работе, потребуется хорошая концентрация внимания.

Военный психолог при необходимости проводит тематические тренинги, анкетирование и тестирование личного состава. На основании полученных результатов, выясняет имеющиеся проблемы и ищет способы для их качественного решения. Иногда ему приходится устраивать лекции перед сержантами, офицерами и прапорщиками, в целях психологической разгрузки.

Для получения должности военного психолога, необходимо пройти серьезный отбор, иметь крепкое здоровье и соответствующее образование, которое предоставляется в высших учебных заведениях военного дела.

Дорога в Уссурийск

Собрал я все необходимые документы, прошёл первую медицинскую комиссию в военкомате, а затем моё личное дело отправили на одобрение в Москву (в сам университет). Оставалось уже ближе к самой абитуре дождаться вызова из военкомата, который по факсу должен был отправить туда универ. Что интересно, даже вызовы не всем ребятам почему-то пришли. Кого-то отсеивали уже на этом этапе. Мне предстояло проходить вступительные испытания в Уссурийске. Всё дело в том, что ребята-абитуриенты из Сибири и Дальнего Востока проходили абитуру именно в Уссурийске, а те кто из западной части России, ехали поступать в Свердловку (под Екатеринбургом, там потом и КМБ проходил у них).

Мне даже в дорогу несколько сухпайков на 2 с половиной суток дали – вон оно как. Ехал я в душном плацкарте в одном вагоне с призывниками из Шелехово (Иркутская обл). Как-то ночью сплю, а меня один из них по плечу начал хлопать. А я проснулся то только от запаха перегарища застойного (они там водку глушили полночи почти). Как-раз была длинная стоянка вроде как в Чите (насколько мне память не изменяет)

Надо сказать, что я мог выхватить от них по полной программе прямо в вагоне, если бы не старшина и офицер вместе с проводниками, которые во время спохватились и сразу же остепенили этих ребят. Вся эта делегация призывников ехала до Хабаровска.

Зарплата военных психологов

До передачи функций военного психолога гражданскому персоналу зарплата служащего зависела от воинского звания, должности, выслуги лет и других факторов, связанных со службой в армии. После этого зарплаты заметно снизились. В некоторых случаях они составляли около 10 тыс. рублей в месяц. Например, среди вакансий есть предложения от 11-12 тыс. руб. в Калининградской, Омской, Самарской, Кировской, Челябинской областях и от 15-17 тыс. руб. – в Хабаровском и Приморском крае, в Вологодской, Новосибирской областях. От 25-30 тыс. рублей вакансии на эту должность практически не открываются.

Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка

Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:

  • понимание особенностей психологии военнослужащих;
  • наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
  • способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
  • организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
  • оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
  • оказание помощи членам семей военнослужащих;
  • своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
  • проведение профилактических и педагогических мероприятий;
  • помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.

Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.

Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих

Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:

  1. Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
  2. Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
  3. Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.

Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.

Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага

Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения

Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.

История профессии

С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла. Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву. Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.

Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее. В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.

Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда. Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров. Сейчас в вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить к 2020 году. Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.

Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?

Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.

Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.

Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения

Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.

Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.

Адаптация солдата к боевым действиям занимает до 25 суток. Находясь на фронте более 30 суток подряд, военнослужащий начинает терять дееспособность

Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.

Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector