Что нужно для поступления в духовную семинарию?

Вступительные испытания

Для поступления в духовную семинария нужно сдать один специфический экзамен. Он проверяет знание абитуриентом Закона Божьего. Главным письменным заданием является сочинение. Темы всегда разные, но обязательно касаются истории русской церкви

В письменном задании важно последовательно и четко обосновать свою точку зрения о библию, о православной вере, поделившись своими откровениями и жизненным опытом. Экзаменаторы ценят открытость, отзывчивость и доброту, сердечность и сострадание к ближним

Следующим этапом поступления будет собеседование с приемной комиссией, члены которой являются действующими церковными служителями. Во время интервью абитуриент должен будет рассказать о своем жизненном пути, о своей вере, а также о причинах, сподвигших его на поступление в духовную семинарию.

Целью вступительных испытаний является оценка искренности кандидатов. Приемная комиссия хочет понять следующие моменты:

  • уровень знания библии, Закона Божьего, истории православной церкви;
  • желание абитуриента посвятить всю свою жизнь служению Богу;
  • степень приобщения кандидата к церкви;
  • знание церковных традиций и праздников;
  • умение читать и писать на церковнославянском языке;
  • умение заучивать большое количество молитв, тропарей и псалмов.

В остальном приемная комиссия уделяет внимание общему развитию и образованности абитуриента, умению красиво выражать мысли и вести себя уверенно. Большое значение играет начитанность и культура

На собеседовании обязательно несколько вопросов будут касаться истории родной страны и самых важных глобальных проблем в мире. Определенное значение имеет досуг абитуриента, круг его общения и мнение близких о его поступлении в духовную семинарию.

Стоит отметить, что сегодня духовная семинария дает такой же уровень образования, как большинство светских отечественных ВУЗов.

Лучшие вузы для обучения

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Кому подходит

Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:

  • открытость и доброжелательность;
  • принципиальность и честность;
  • умение выслушать любого человека;
  • способность выступать на публике убедительно и аргументировано;
  • эрудиция и эмоциональный интеллект;
  • терпимость и вера.

Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:

  • не могут быть священнослужителями женщины;
  • ставленник должен быть совершеннолетним, но не старше 75 лет;
  • наличествует перечень недопустимых недугов: серьезные проблемы со слухом, зрением или речью, отсутствие ноги, руки или пальцев на правой руке, пьянство или наркозависимость, психические болезни.

Перечень ограничений социального характера:

  • пребывание во втором браке или женитьба на разведенной женщине, вдове или блуднице;
  • супружеская измена жены или личная;
  • незаконченная армейская служба или занятие государственной должности;
  • незавершенное тюремное заключение;
  • наличие кредитов или долгов;
  • если на момент таинства хиротонии (рукоположения) священник не женат, то он остается холостым на все время служения.

Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.

Особенности профессии

По учению Церкви, священство
— одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит — разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство — семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз

Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место

Как правильно начать подготовку к поступлению в духовную семинарию?

Вопрос читателя:

Спаси Господи! Как правильно начать подготовку к поступлению в духовную семинарию? Возможно ли в одиночку выучить конспект лекций для сдачи вступительных экзаменов? Под силу ли это обычному прихожанину? Какие трудности возникают обычно?

Протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Во-первых, надо поговорить об этом с Вашим духовником — даст ли он Вам благословение на поступление в семинарию. Потому что ведь поступление в семинарию означает, что Вы не просто получаете богословское образование, а готовитесь стать священнослужителем. И священник, который Вас знает, может сказать, готовы ли Вы к этому или нет. Это очень важный, ключевой момент — определиться, готовы ли Вы быть священником, Ваша ли это стезя, нет ли у Вас канонических препятствий к рукоположению и так далее. Если батюшка благословит, надо начинать подготовку.

Смотрите на сайте семинарии список необходимых документов, готовите их.

Что касается самой подготовки к экзаменам — ежегодно через это проходят десятки и даже сотни молодых людей, так что все очень даже возможно. Экзамены сдают самые обычные люди разных возрастов, подготовка к этому — это о том, насколько Вам нужно поступать в семинарию, насколько Вы целеустремленный и организованный человек, насколько способны собрать себя ради того, чтобы подойти к поставленной цели.

Теперь о практике. Какие-то предметы Вы сдаете в формате ЕГЭ. Если нет — смотрите на сайте семинарии, как быть, если результаты по этим предметам отсутствуют (Вам надо будет сдать дополнительные экзамены по этим предметам, список вопросов и требования, опять же, есть на сайте семинарии).

На сайте же смотрите список вопросов к экзаменам по профильному предмету, смотрите там же рекомендованную литературу и готовитесь. Можно посмотреть (если Вы готовитесь к бакалавриату) базовые учебники для бакалавриата. Если литературы нет — попробуйте спросить в семинарии или посоветоваться с духовником. Базовых книг по этим темам немного, Вы возьмете их и по ним подготовитесь. На самом деле, все эти вопросы — это то, что неплохо бы знать каждому православному христианину, это самая первичная информация о Боге, нашей вере, о Церкви. По идее, Вы и так должны это знать, и поступление будет для Вас поводом эти знаний в себе обновить и укрепить, или вообще приобрести их. Думаю, будет хорошо, если по отдельным вопросам Вы также будете в курсе каких-то новых исследований или авторитетных статей помимо учебника. Можете для удобства разбить все количество вопросов на дни, которые остаются до вступительных экзаменов (например, чтобы закончить подготовку за неделю-две до них) и готовите по несколько вопросов в день. Или просто книги читаете по каждому предмету и в них отмечаете информацию, которая пригодится для ответов. И все.

Также я бы посоветовал ежедневно читать Священное Писание, потому что все равно именно Евангелия и Апостол — это тексты, в которых содержатся основы нашей веры, слова Самого Господа нашего Иисуса Христа и апостолов, которые стремились передать всем последующим поколениям христиан свой бесценный опыт общения с Богом и опыта основания нашей Церкви. Все личностные и церковные проблемы очень четко и откровенно описаны в этих текстах, и более авторитетный источник найти трудно. По непонятным местам можете обращаться к комментариям (толкованиям). И все. На экзаменах надо продемонстрировать, что у Вас есть базовые знания, на которые впоследствии наложится вся семинарская программа, что Вы готовы и способны учиться. О степени и меры Вашей готовности к священнослужению выяснится на устном собеседовании, тут поговорите с духовником, как лучше на нем держаться.

Я не знаю, какие трудности возникают обычно — я не принимаю вступительные экзамены, так что у меня нет выборки. Но в принципе человеку всегда труднее всего справиться с самим собой — организовать себя, не дать воли грехам, лени, пассивности, искренне уповать на Бога и при этом делать то, что требуется от него самого, делать в срок, качественно, глубоко, на радость себе и людям.

Не нервничайте. Молитесь святому покровителю семинарии, просите его о помощи и молитвенной поддержке. И в добрый путь.

Храни Вас Бог!

Почему становятся священниками?

Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.

В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.

Требования к кандидатам

Как поступить в семинарию, какие документы для этого необходимо предоставить и какие экзамены сдать?

Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Это должен быть обязательно воцерковленный человек. Кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо:

  1. Иметь аттестат общего среднего образования.
  2. Предоставить сертификаты ЕГЭ по дисциплинам, которые заявлены конкретной семинарией в списке необходимых документов.
  3. Предоставить справку о состоянии здоровья.
  4. Иметь российский паспорт.
  5. Предъявить копию медицинского полиса.
  6. Предоставить военный билет.
  7. Предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями).

Чтобы получить рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно быть активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Например, участвовать в послушаниях на клиросе – петь и читать. Также, если абитуриент собирается поступить в семинарию, должен помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ. Кроме того, необходимо общаться с настоятелем своего храма – это общение должно быть максимально насыщенным.

Как поступить

Подать документы для поступления можно на протяжении всего года. Приемная комиссия не будет работать по большим церковным праздникам, а также по воскресеньям.

Документы, необходимые для поступления в Воронежскую духовную семинарию:

  • прошение о приеме на обучение с указанием персональных данных, сведений о семейном положении и необходимости предоставления общежития на время обучения;
  • рекомендация священника из церковного прихода по месту жительства или ходатайство правящего архиерея;
  • заполненная анкета и автобиография (форму можно взять в учебной части семинарии);
  • 4 фотографии, копия свидетельства о рождении, крещении, венчании (для тех, кто успел связать себя узами брака);
  • стандартный набор абитуриента — справка о составе семьи, медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • также при поступлении необходимо показать свой паспорт с регистрацией по месту жительства, действующий медицинский полис и СНИЛС. Молодые люди должны предъявить приписное свидетельство или военный билет.

Стоит отметить, что документы необходимо представить сразу полным пакетом, если чего-то будет недоставать, то весь набор документов будет возвращен абитуриенту.

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:

1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;

2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;

3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:

– быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,

– иметь минимальное образование (т.е. среднее),

– быть не женатым или иметь первый брак,

– получить рекомендацию епископа или священника прихода,

– сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,

– письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,

– ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).

Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.

Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам

Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:

– принятие монашеского пострига,

– женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,

– отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).

Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.

Где учиться на священника

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них — Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Многие люди относятся к священникам достаточно скептически думая о том, что каждый человек может обрести такую профессию. На самом деле это далеко не так. Да, конечно, с одной стороны посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина. Но при этом нужно понимать, что этот путь достаточно тяжел и требует глубокую веру и выдержку. Еще до того, как мужчина получит богословское образование он должен проявлять желание к служению и воспитывать в себе еще с ранней юности высокие моральные качества в характере. Также он должен укротить все своих греховные похоти и часто посещать церковь.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое. Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься. В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви. Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем. Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению. Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии. А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016-2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Принятие сана католического священника — очень серьезное решение. Если вы чувствуете, что такова воля Божья, готовы посвятить себя праведной жизни и согласны на целибат, то, возможно, вам суждено принять сан. Помните, жизнь католического священника подчинена служению Богу и ближним.

Прохождение комиссии

В установленную дату поступающий должен приехать на епархиальную экзаменационную комиссию. Чаще всего она проходит за три недели до вступительных экзаменов. Именно здесь и проверяются познания абитуриента и его уровень образования. Если знаний у молодого человека не хватает, то ему советуют подождать еще год и больше подготовиться.

Вопросы могут быть самыми разными, но все они нужны для определения знаний поступающего. В большинстве случаев они подталкивают молодого человека объяснить понимание богослужения, его точку зрения на тему порядка службы

Также очень важно хорошо помнить главные церковные песни, уметь объяснить, что они значат

Часто задаются вопросы, призванные узнать больше о личных качествах человека: об интересах, навыках, любимом хобби. При прохождении комиссии учитываются не только знания поступающего, но и его форма общения, открытость, доброжелательность, качества характера. Если поступающий выполнил все задания и представил себя с достойной стороны, то он получает специальное направление от правящего архиерей на обучение в семинарии.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Шпаргалки в «Новом завете»

Первым испытанием для поступающих стало сочинение. Абитуриентам нужно было написать о жизни святых или библейских притчах. Экзамен по «Закону Божьему» оказались сложнее. Абитуриенты нервничали. Практически у каждого в руках были книги, некоторые абитуриенты пытались спрятать в них шпаргалки. Однако большинство абитуриентов надеялись на свои знания и Божью волю. – Я семь лет до поступления работал пономарем (служитель в православной церкви, который помогает священникам на богослужении — прим. РИА «Воронеж»), поэтому основные вещи знаю, но, в билете было два вопроса, которые меня в тупик поставили. Например, про обряд венчания, я на этом вопросе немного разволновался и из головы все вылетело, – признался абитуриент из Репьевского района Александр Тюнин.

Экзаменаторы в семинарии не строгие. Если видят, что абитуриент путается, вытягивают его наводящими вопросами. Даже на списывание глаза закрывают. На дневную форму обучения в семинарии принимают абитуриентов не старше 35 лет. Чтобы поступить, нужен диплом об общем образовании, справка о крещении, рекомендация приходского священника, также абитуриенты должны быть холостыми или женаты в первом браке. Эти же правила относятся и к девушкам. Во время поступления все абитуриенты бесплатно живут в общежитии и питаются в семинарской трапезной.

Важные документы

Человек, который захотел связать свою жизнь с церковью и пройти обучение в семинарии, должен:

  • иметь на руках аттестат об окончании общего среднего образования;
  • представить комиссии результаты ЕГЭ по предметам, которые заявлены в качестве необходимых в заведении, в которое поступает желающий;
  • показать справку о состоянии здоровья;
  • обладать российским паспортом;
  • предоставить копию медицинского полиса;
  • предъявить военный билет;
  • принести справку для поступления;
  • предъявить рекомендации от священнослужителей, которые служат в месте проживания поступающего (все рекомендации должны быть подтверждены архиереями).

Чтобы заработать положительную рекомендацию, поступающему в Московскую духовную семинарию нужно активно участвовать в церковной жизни прихода, в котором он состоит. К примеру, быть участником послушания на клиросе – читать и петь. Также желающий поступить в семинарию на обучение должен оказывать помощь священнослужителю, ухаживать за утварью в храме, помогать учителям в воскресных школах. Помимо этого, нужно как можно чаще общаться с настоятелями храма.

Господь избирает для священства лучших. Но посмотрите в свою душу и сравните себя с людьми, которые не поступили. Неужели вы – лучше?

Среди торжественных речей этого дня мне запомнилось слово митрополита Питирима (Нечаева), который в то время был профессором Академии. После молебна у мощей Преподобного он сказал в своей проповеди удивительные слова, запомнившиеся мне на всю жизнь: «Господь избирает для священства лучших. Вот вы поступили в Духовную семинарию и таким образом Господь Вас избрал. Но посмотрите в свою душу и сравните себя с людьми, которые не поступили. Неужели вы – лучше?» Это      было сказано так проникновенно, что его басистый голос донес каждое слово в каждую клеточку тех, кто его слушал. С одной стороны, было сказано, что Господь действительно выделяет кого-то согласно Своему Божественному промыслу для этого высокого служения. Но, с другой стороны, эта высота настолько велика, что всем нам придется очень много трудиться, чтобы поднять свой духовный уровень и хоть немного приблизиться к тому идеалу, о котором  говорит Евангелие.

— Был ли у Вас любимый предмет?

— Любимых предметов было несколько. Это, конечно, и изучение Священного Писания, и Догматическое богословие, История Христианской Церкви. Это те дисциплины, с которыми непосредственно связана жизнь Церкви. Хотя, конечно, таких предметов намного больше, но для меня всегда на первом месте были именно эти, возможно из-за преподавателей, которые их читали

Ведь действительно важно, когда преподаватель не просто дает какую-то сухую информацию, а сам способен зажечь студентов жаждой познания, передать живое Предание Церкви, донести сердцевину того, что сохранилось в ее сокровищнице как драгоценность для всех поколений. Несомненно, таковыми были  профессор В

Д. Юдин, покойный архимандрит Матфей (Мормыль), А. И. Осипов, М. С. Иванов, А.И. Сидоров, Н.К. Гаврюшин и ряд других выдающихся учителей, оставивших заметный след и в жизни каждого студента, и в жизни Духовных школ в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector