Ниу по-русски

История

Вильгельм фон Гумбольдт отвечает за гумбольдтовскую модель высшего образования.

Концепция современного исследовательского университета впервые возникла в Германии в начале 19 века, где Вильгельм фон Гумбольдт отстаивал свое видение Einheit von Lehre und Forschung (единства обучения и исследований) как средства создания образования, сосредоточенного на основных области знаний (естественные науки, социальные и гуманитарные науки ), а не предыдущие цели университетского образования, которые заключались в развитии понимания истины, красоты и добра .

Роджер Л. Гейгер , историк, специализирующийся на истории высшего образования в Соединенных Штатах , утверждал, что «модель американского исследовательского университета была создана пятью из девяти колониальных колледжей, учрежденных до американской революции ( Гарвард , Йель , Пенсильвания). , Принстон и Колумбия ); пять государственных университетов ( Мичиган , Висконсин , Миннесота , Иллинойс и Калифорния ); и пять частных институтов, задуманных с самого начала как исследовательские университеты ( Массачусетский технологический институт , Корнелл , Джона Хопкинса , Стэнфорд и Чикаго ) «. В свою очередь, исследовательские университеты сыграли важную роль в установлении американской гегемонии к концу 20 века. В частности, Колумбия и Гарвард сыграли важную роль в развитии американской киноиндустрии (Голливуд), Массачусетский технологический институт и Стэнфорд были лидерами в создании американского военно-промышленного комплекса , а Беркли и Стэнфорд сыграли центральную роль в развитии Кремниевой долины .

С 1960-х годов американские исследовательские университеты, особенно ведущая американская система государственных исследовательских университетов , Калифорнийский университет , служили образцом для исследовательских университетов по всему миру. Сегодня самые престижные исследовательские университеты Северной Америки входят или стремятся стать членами Ассоциации американских университетов , избранной группы из 66 крупных исследовательских университетов США и Канады.

В чём слабость

В программах НИУ всё выглядит красиво, многообещающе. Где возможны проблемы? Первое, на что указывают практически все вузы, — привлечение иностранных студентов. Это требование — одно из обязательных для НИУ — на практике оказывается наиболее трудновыполнимым.

Многие вузы могут похвастать большим количеством студентов из СНГ. А вот с вузами Европы и Америки пока не налажены тесные связи. Это партнёрство пока идёт на уровне совместных НИР и штучного обмена студентами, а требуется организовать поток обучающихся. Для этого нужна инфраструктура, современные кампусы, общежития, то есть речь идёт о предоставлении приезжающим комфортных условий пребывания в российских вузах.

Ещё одна проблема — языковой барьер. Надо понимать, что никто не будет специально изучать русский, чтобы приехать к нам учиться, убеждён проректор ТГУ Григорий Дунаевский.

Кроме того, требуется перестройка учебного процесса. Нельзя привести иностранного студента и заставить его по шесть часов ежедневно слушать лекции, а в конце семестра попросить отчитаться. За границей — другой подход. Там студенту сразу дают задание, он осваивает какой-то материал, приходит на занятие подготовленным и работает с профессором в режиме онлайн. Такую же практику надо применять и нам, по крайней мере, для подготовки магистров. Надо быть готовым к тому, что иностранный студент может по своему усмотрению выбрать несколько курсов, которые в наших вузах часто читаются на разных факультетах, входят в структуру разных образовательных программ. И чтобы предоставить ему возможность познакомиться именно с этими курсами, необходимо решать организационные проблемы.

Ещё одна трудность, с которой могут не справиться вузы, связана с ростом объёма инновационного пояса малых предприятий. Их востребованность зависит в целом от экономической ситуации в регионе, стране, и вуз не может повлиять на скорость роста их объёма.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Что такое НИИ

Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.

Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.

За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).

В России самым распространенным названием организаций, занимающихся практико-теоретическими или фундаментальными академическими разработками, остается «научно-исследовательский институт». Возможных вариантов немного, но они все-таки есть:

  • конструкторское бюро;
  • исследовательский центр;
  • научно-исследовательский полигон;
  • научный центр/станция;
  • институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
  • институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
  • научно-инженерный центр;
  • центр/институт исследований.

Как правило, к официальным наименованиям этих разновидностей НИИ, которые различаются масштабами и характером исследований, добавляется уточнение «бюджетное учреждение науки». Но бывают и исключения: фундаментальной или экспериментально-прикладной наукой занимаются не только институты РАН или структурные подразделения государственных вузов. Например, «Байкальский исследовательский центр», изучающий проблемы экологии самого глубокого в мире пресного озера, – это автономная некоммерческая организация (АНО), которую создала небольшая группа молодых ученых-энтузиастов. ИНИР – Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте – это некоммерческое партнерство содействия проведению научных исследований. В него входят ученые и практики промышленной сферы, которые разрабатывают проекты стратегического развития высокотехнологических обрабатывающих производств и индустриальной политики регионов.

Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:

  • углубить специализацию штатных сотрудников;
  • привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
  • комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.

В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века

Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось

К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.

Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:

  • минерально-сырьевой и энергетической базы;
  • ведущих отраслей промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • новых технологических процессов.

Международное сотрудничество

В области международной деятельности институт ориентирован на продуктивную интеграцию в мировое образовательное и научное пространства. В отношении академической мобильности – перемещений студентов и преподавателей на время обучения в вузы других стран – во главу угла ставится качество образования. Так, с институтом сотрудничают знаменитые иностранные преподаватели – Уго Перси (Италия), Синиша Атлагич и Петар Боянич (Сербия) Алла Оставная (Молдова). На направлениях института обучаются студенты из стран Восточной Европы, Азии, Африки и Южной Америки. В свою очередь, российские студенты и преподаватели имеют возможность участвовать в программах академического обмена с вузами Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Сербии, Болгарии, Польши, Италии.

Институт находится в постоянном контакте со своими научными партнерами, в том числе с Российско-Армянским университетом, Ереванским государственным университетом, Бергамским государственным университетом, Казахским национальным университетом им. аль-Фараби, Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко, Университетом прикладных наук Ханзе, гуманитарной высшей школой г. Сосновец, Институтом политических исследований г. Белграда, Университетом Белграда, Каршинским государственным университетом, Луганским национальным университетом им. Т.Г. Шевченко.

Информационно-аналитические материалы

Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Адрес — ул. Победы, 85: Загрузить / Адрес — ул. Студенческая, 14: Загрузить / Адрес — ул. Преображенская, 78: Загрузить / Адрес — ул. Попова, 26/45: Загрузить / Адрес — пр-кт Б. Хмельницкого, 3: Загрузить / Адрес — б-р Народный, 21: Загрузить / Адрес — г. Старый Оскол, мкр. Солнечный, д.18: Загрузить / Адрес — г. Алексеевка, ул. Мостовая, 65: Загрузить

Описание:

Паспорта объектов социальной инфраструктуры (ОСИ)

Корпус 1: Загрузить / Корпус 2: Загрузить / Корпус 5: Загрузить / Корпус 9: Загрузить / Корпус 24: Загрузить

Описание:

Ответственный за раздел:
директор Центра социального развития
Т.В.Никулина

Оставайтесь с нами:

Где они, лидеры?

Из 29 вузов — обладателей статуса НИУ — 13 располагаются в Москве и Санкт-Петербурге (факт, сам по себе не требующий комментариев).

Из региональных вузов новый статус получили университеты из 11 городов — Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Белгорода, Перми, Иркутска, Саранска, Челябинска, Саратова (см. таблицу № 1 и таблицу № 2).

Очевидно, что попасть в число победителей многим вузам удалось благодаря существенной поддержке местных властей. Один из показательных примеров — история с Белгородским госуниверситетом. Ещё десять лет назад в возможность победы бывшего пединститута вряд ли мог кто-то поверить. Сегодня по объёмам научных исследований он конкурирует с ведущими техническими вузами. Немалую заслугу в развитии вуза сыграли региональные власти, которые во второй половине 90-х годов проявили заинтересованность в том, чтобы Белгород, который в советские годы пребывал в тени соседнего Харькова, приобрёл статус университетского города. Вложения областного бюджета в развитие БелГУ исчисляются сотнями миллионов рублей. В общей сложности за последние десять лет на его развитие потратили свыше пяти миллиардов рублей из разных источников финансирования. Вуз оснащён по последнему слову техники, может похвастать современным кампусом и развитой инфраструктурой. Площадь университетского комплекса составляет более 200 тысяч квадратных метров.

В целом, география победителей НИУ более-менее равномерно «покрывает» территорию страны. Но организаторы конкурса, судя по всему, не рассматривали месторасположение вуза как определяющий фактор. Иначе в нескольких городах не оказалось бы по два НИУ. Например, в Томске — крупнейшем научно-образовательном центре Сибири. В первом отборе исследовательским признали Томский политехнический университет (ТПУ), во втором — Томский государственный университет (ТГУ).

«С момента основания (в 1878 году) наш вуз считался университетом исследовательского типа, — говорит проректор по научной работе ТГУ Григорий Дунаевский. — Кроме того, мы первые в стране начали развивать концепцию исследовательского университета — в 2001 году выполняли проект на грант от Мирового банка. Потом было ещё два похожих проекта. Так что было бы странно, если бы университет, который всю эту идею отрабатывал для вузовской общественности, сам не попал в число НИУ. Победой в конкурсе мы хотели закрепить за ТГУ статус исследовательского университета, которым он на практике является много лет».

Ещё один богатый исследовательскими университетами город — Пермь: осенью победу праздновал Пермский государственный технический университет, сейчас — госуниверситет (ПГУ).

И наконец, самое завидное положение — у столицы Татарстана. Там не только два исследовательских университета (Казанский технический и Казанский технологический), но ещё формируется и Приволжский федеральный (ПФУ). У Казани теперь есть все шансы превратиться в ведущий студенческий центр страны, тем более с учётом той грандиозной подготовки (включая строительство спортивных и культурно-массовых объектов) к Всемирной Универсиаде, которая пройдёт там в 2013 году.

Об институте

Начало истории Медицинского института положено в 1996 году постановлением Главы Администрации Белгородской области Савченко Е.С. от 1 августа 1996 г. № 459 об открытии в Белгородском государственном педагогическом университете медицинского факультета. В этом же году был осуществлен первый набор студентов на бюджетную основу в количестве 75 человек.

Ровно четверть века назад произошло событие, которое открыло новую страницу в истории нашей Белгородской медицины, существенно активизировало ее развитие. За это время появились новые научные школы и направления, факультет лечебного дела и педиатрии, подготовивший 75 первых выпускников, стал медицинским институтом в составе классического университета, который пробивает дорогу в Мировое научно-образовательное пространство и становится в нем узнаваемым. На сегодняшний день в медицинском институте обучается около 4 тысяч студентов, ординаторов и аспирантов, треть из которых иностранные обучающиеся из 53-х стран мира.

Мы имеем развитую материально-техническую базу, которая постоянно совершенствуется. В структуре медицинского института 23 кафедры, из которых 17 клинические, НИИ «Фармакологии живых систем», институт последипломного медицинского и фармацевтического образования, медицинский колледж, симуляционный центр и клинические базы крупных ЛПУ суммарной коечной мощностью около 4 тысяч коек в том числе 3 перинатальных центра.

В рамках НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК», якорным университетом которого выступает наш университет, кафедрами медицинского института успешно развиваются научные исследования по клеточной биологии и генному редактированию.

С 2017 года в институте начинает работу отдел симуляционного обучения и оценки профессиональной квалификации. Полномасштабное укомплектование центра современным учебным, цифровым и медицинским оборудованием обеспечивает возможности внедрения в учебные программы симуляционных технологий высокого уровня реалистичности, эффективного проведения первичной и специализированной государственной аккредитации.

Активное развитие фармацевтического направления подготовки позволяет сформировать в университете новый институт: в 2018 году фармацевтический факультет выходит из структуры Медицинского института и на его основе создается Институт фармации, химии и биологии. В медицинском институте создается Научно-исследовательский институт «Фармакологии живых систем», с центром доклинических и клинических исследований и лабораторией геномного редактирования.

Знаковым событием в истории Медицинского института и здравоохранения Белгородской области, в целом, явилось открытие в 2018 году базовой кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья на базе Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, кафедры семейной медицины и Научно-образовательного центра Семейной медицины.

Непосредственное управление работой института осуществляет дирекция, в составе которой: директор института, заместитель директора института по учебной и методической работе, заместитель директора по научной работе и международной деятельности, декан факультета медико-профилактического дела, руководители направлений подготовки «Лечебное дело и педиатрия» и «Стоматология».

Высшим коллегиальным органом в институте является Собрание работников и обучающихся. Также для принятия коллегиальных решений в структуре института сформированы:

  • Ученый совет;
  • Аттестационно-кадровая комиссия;
  • Редакционно-издательский совет;
  • Этический комитет;
  • Аттестационная и апелляционная комиссия;
  • Стипендиальная комиссия;
  • Комиссия по формированию списков обучающихся на поселение в студенческие
    общежития университета.

В институте работает профсоюзный комитет. Развито студенческое самоуправление и действует Студенческий совет. Заседания советов и комиссий проводятся согласно соответствующим Положениям и планам работы, утвержденным на текущий учебный год. Институт осуществляет взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, руководителями муниципальных образований, руководителями медицинских организаций и предприятий области по вопросам потребности в подготовке кадров, организации целевого обучения, развития клинических баз и научных подразделений.

Сегодня в Медицинском институте поступательно укрепляются научные позиции института, растет его конкурентоспособность на Российском и международном рынках образовательных услуг.

Эмблема института

Об институте

Институт общественных наук и массовых коммуникаций образован в 2018 году путем объединения в единое академическое сообщество научно-педагогических работников факультета журналистики и социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Институт призван обеспечивать развитие государственно значимых программ фундаментальной мировоззренческой и прикладной социогуманитарной подготовки выпускников, сохранить позиции входящих в него образовательных и научных подразделений в междисциплинарном российском и зарубежном академическом пространствах.

Здесь обучаются будущие специалисты в области массовых коммуникаций (ул. Победы, 85)

В этом здании располагаются дирекция института и студенты, изучающие общественные науки(ул. Преображенская, 78)

Советы и комиссии

  • Комиссия апелляционная
  • Комиссия аттестационно-кадровая
  • Комиссия по контролю соблюдения требований законодательства РФ по вопросам использования и распоряжения имуществом
  • Комиссия по переходу обучающихся с платной на бесплатную основу обучения
  • Комиссия по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества, закрепленного за НИУ «БелГУ»
  • Комиссия по противодействию коррупции, экстремистским и националистическим проявлениям, терроризму, проведению антинаркотической политики в НИУ «БелГУ»
  • Комиссия по распределению мест для поселения обучающихся в общежития
  • Комиссия по рассмотрению вопросов использования и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за НИУ «БелГУ»
  • Комиссия по трудовым спорам
  • Комиссия по ценообразованию
  • Комиссия экзаменационная
  • Координационный совет по взаимодействию между НИУ «БелГУ» и Белгородской Митрополией
  • Координационный совет по менеджменту качества
  • Общественный совет по развитию педагогического образования
  • Приёмная комиссия

  • Совет по имиджевой политике
  • Совет по цифровому развитию
  • Совет по коммерциализации
  • Совет по межкультурной коммуникации
  • Совет по профилактике правонарушений в студенческой среде
  • Совет по развитию физической культуры и спорта
  • Совет по энергетическому менеджменту
  • Совет редакционно-издательский
  • Совет учебно-методический

Распространение по всему миру

В рейтинг QS World University Ranking на 2021 год вошли 1002 исследовательских университета. Регион с наибольшим показателем — Европа (39,8%), за ней следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (26,7%), США и Канада (15,6%), Латинская Америка (10,8%) и Ближний Восток и Африка (7%). Все регионы, кроме Ближнего Востока и Африки, были представлены в первой сотне. Наибольшее количество новых участников рейтинга было из Восточной Азии и Восточной Европы, за которыми следовала Южная Европа. По отдельным странам в США больше всего вузов — 151, за ними следуют Великобритания — 84, Китай — 51 и Германия — 45. В 200 лучших вузах наблюдается аналогичная картина: в США — 45 университетов, в Великобритании — 26 и в Германии — 12. Для сравнения, Классификация высших учебных заведений Карнеги (2015) определяет 115 университетов США как «докторские университеты: высшая исследовательская деятельность» и еще 107 как «докторские университеты: высшая исследовательская деятельность», в то время как Альтбах подсчитал, что было проведено около 220 исследований. университеты США в 2013 году.

Академический рейтинг университетов мира показывает аналогичное распределение, с 185 из них 500 ранжированных учреждений в 2020 году , поступающих из Европы, 161 из Северной и Южной Америки, 149 из Азии / Океании и 5 из Африки. Опять же, все регионы, кроме Африки, представлены в топ-100, хотя Америка представлена ​​исключительно университетами из США и Канады. В США снова больше всего университетов из одной страны — 206, за ними следуют Китай — 168, Великобритания — 65 и Германия — 49. В 200 лучших университетах наблюдается аналогичная картина: США — 65, Китай — 24, Великобритания — 20 и Германия с 10. Times Higher Education дает разбивку только по странам и только для своих 200 лучших; в этом списке снова лидируют США с 62, за которыми следуют Великобритания с 31, Германия с 20 и Нидерланды с 13. В топ-200 входит один университет из Африки ( Университет Кейптауна ), но ни один из Латинской Америки. В Новости и США World Report Best Global Вузы Рейтинг 2021 дает номера по стране 1500 вузов , ранжированных из 86 стран мира: США снова сверху, с 255, за ней следуют Китай с 176 и Великобритании с 87. 2020 CWTS Leiden Рейтинг включает в себя В рейтинге представлены 1176 университетов из 65 стран: Китай впервые возглавляет список с 204, за ним следуют США с 198, Великобритания с 58 и Германия с 54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector