Научно-исследовательские институты (нии) в россии — справочник организаций на eurolab
Содержание:
- Современная значимость науки
- Современные технологии
- Порядок и критерии отбора победителей на предоставление грантов
- История
- Электронная среда
- Деятельность РАН
- Новости
- Есть ли жизнь в частной науке?
- Этичность
- Российская академия наук
- Историческая справка
- Организационная структура
- О проекте по созданию научных центров мирового уровня
- Российская академия наук
- Направления обучения
- Российский фонд фундаментальных исследований
- Значимость создания Петербургской академии наук
- Направления определены
- Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии
- Заключение
Современная значимость науки
В настоящее время принципы научной организации имеют особое значение. Сложно представить себе полноценное развитие экономики государства без детального и систематического научного развития.
Существует и обратная связь – страна со слабо развитой экономикой растет существенно медленнее, происходит деградация ее населения.
Опыт последних десятилетий показал, что в тупике оказалась социалистическая система хозяйствования, связанная с методами директивного планирования, централизованного перераспределения материальных и социальных ресурсов.
В результате экономического кризиса настоящий обвал произошел в науке и образовании.
Реформы второй половины двадцатого века не удержали подобного падения, и основным источником существования советской экономики был демпинг газа и нефти. Сходная ситуация наблюдалась и в отечественной науке.
Основные симптомы кризиса в оборонной науке стали проявляться в период «застоя», а в остальных сферах – во второй половине прошлого века.
Наука начала подвергаться существенным преобразованиям. Она вынужденно переключалась на разработки и исследования, которые пользовались спросом. Таким образом, она удовлетворяла потребности общества, терял связь с государством.
Современные технологии
Чтобы научная деятельность была осмысленной и адекватной, нужно реализовать ее посредством новейших технологий. И речь не столько об обновлении материально-технической базы, сколько о налаживании взаимодействия между студентами и преподавателями, связей между наукой и образованием. Это задача методистов, организаторов образовательного процесса. Нужно также учить преподавателей актуальным академическим навыкам, например, навыку академического письма и азам цифровой грамотности.
На данный момент на международном уровне котируются единицы отечественных ученых, а большинство наших исследований уже не актуальны. Согласно рейтингу стран мира по уровню научно-исследовательской активности Science and Engineering Indicators 2019, Россия занимает 7-е место, но у нас практически нет «зеленых» исследований, а также инновационных технологических стартапов, на которые сегодня ориентируется мировое научное сообщество.
Налаживание сетевого взаимодействия вузов и коллективного использования сложного оборудования, которое значительно снизило бы расходы университетов, — еще один вызов. Об этом в последнее время говорят и в Минобрнауки, нацеливая Программу стратегического академического лидерства именно на формирование новых связей и кооперацию университетов между собой и другими образовательными организациями. Зачем «изобретать велосипед», если можно попросить у коллег? Например, в МГТУ им. Баумана используется радиотелескоп, на котором студенты и ученые не только Бауманки, но и других учебных заведений выполняют лабораторные работы. К его аппаратуре введен удаленный доступ, что активно использовалось весной в разгар пандемии коронавируса.
Экономика образования
Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций
Порядок и критерии отбора победителей на предоставление грантов
По итогам второго заседания члены совета также утвердили порядок и критерии конкурсного отбора победителей на предоставление грантов.
Определяющими, в частности, станут наличие опыта проведения исследований по направлениям деятельности центра, программа научных исследований, кадровый потенциал, а также научная инфраструктура центра. Так, учитываться будет не только инновационная база центра, его интегрированность в международную научную деятельность и планируемый вклад в реализацию приоритетных направлений развития России, но и количество научных публикаций исследователей, актуальность планируемых исследований, а также перспективы их дальнейшего использования.
Согласно правилам, отбор претендентов на предоставление субсидий из федерального бюджета будет проходить в три этапа, а победителей определят по результатам конкурсного отбора. Для участия в конкурсе заявителю будет необходимо предоставить программу создания и развития центра, которую оценят эксперты – члены совета.
История
Первыми подобиями наукоградов в России можно назвать города науки, созданные в середине прошлого века. Отличительно чертой этих населённых пунктов была пропускная система. Они были практически полностью закрыты от остального мира. Термин «наукоград» вошёл в употребление уже только после развала Советского Союза,несмотря на то, что некоторые из них просуществовали уже по несколько десятилетий.
Рассекречивание закрытых населённых пунктов активно происходило в 90-х годах. Разумеется, среди них были не только города, имеющие цель развития научной области, но и принадлежащие Министерству обороны, выполняющие функции обороны.
Определение городов для получения в будущем официального статуса «Наукоград» началось с 1991-го года. В этот же период производилось государственное рассмотрение направлений в научной деятельности для этих субъектов. Создан Союз развития наукоградов.
В 1999 году, Б. Ельцин подписывает 70-ый федеральный закон, который позволяет официальное присвоение городу статуса наукограда России. Он позволил не только закрепить название, но и содержал в себе положения по сохранению формы собственности комплексов наукоградов.
Город Обнинск первым удостоился официального звания Наукограда России в 2000-ом году 6-го мая.
Электронная среда
Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.
Экономика образования
Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике
Так, Массачусетский технологический институт (MIT) разработал собственный МООК (массовый открытый онлайн-курс) MITx с готовыми бесплатными онлайн-курсами от своих преподавателей по самым разным предметам, доступный во всем мире, а также открытый открытый ресурс с учебными материалами 2,4 тыс. учебных программ. Благодаря этим платформам учащиеся смогли безболезненно перейти на дистант, а преподаватели — почерпнуть новые форматы и идеи для онлайн-обучения, причем не только в самом MIT. Подобные платформы сегодня появляются и у нас — это, например, «Открытое образование», правда, они пока не настолько масштабны.
Экономика образования
Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща
Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.
В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Деятельность РАН
Научно — исследовательские организации – составная часть академии наук. РАН представляет собой самоуправляемую организацию, которая занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями по важным проблемам технических, естественных и гуманитарных наук. Она принимает систематическое участие в координации фундаментальных экспериментов, которые выполняют научно — исследовательские организации и образовательные учреждения профессионального высшего образования, финансируемые из федерального бюджета.
Отраслевые академии наук представляют собой самоуправляемые организации. Эти научные учреждения и организации осуществляют прикладные и фундаментальные научные исследования в определенных областях техники и науки, принимают активное участие в координации подобных научных поисков.
Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года утвержден перечень организаций, учреждений, предприятий, которые подведомственны РАН.
Государственные научные организации, входящие в состав отраслевых академий наук, функционируют в соответствии с постановлением Правительства РФ. РАН насчитывает 1350 членов-корреспондентов и академиков, наделенных социальными гарантиями.
Новости
О закрытии Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции»
17 сентября 2021 года завершилась работа Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции». Рассмотрен ряд вопросов по изменению законодательства в области стандартизации оборонной продукции, нормоконтролю, …
Н.Ф. Новиков награжден ведомственной наградой Минпромторга России – медалью В.В. Бахирева
85- летний юбилей Николая Федоровича Новикова
Приказом Минпромторга России от 15 сентября 2021 г. № 289п Николай Федорович Новиков — советник директора по проблемам развития ОПК НТЦ «Информтехника» — филиа…
Об открытии Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции»
14 сентября 2021 года в г. Ялта, Республика Крым, состоялось открытие ежегодно проводимой ФГУП «ВНИИ «Центр» Всероссийской научно-практической конференции по теме: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ».
…
Об участии работников ФГУП «ВНИИ «Центр» в субботнике «Зеленая Россия»
В рамках Всероссийской экологической акции «Зеленая Россия» 11 сентября 2021 года работники ФГУП «ВНИИ «Центр» приняли участие в Юбилейном субботнике в РГАУ-МСХИ им. К.А. Тимирязева….
Разработан словарь-справочник «Основные термины и определения по стандартизации оборонной продукции»
С участием специалистов ФГУП «ВНИИ «Центр» разработан и выпущен словарь-справочник «Основные термины и определения по стандартизации оборонной продукции».
Словарь-справочник является первым отечественным фундамент…
Итоги научно-практической конференции «Современные требования к организации работ по ГОЗ при внедрении цифровых технологий и последних изменений в области менеджмента качества, каталогизации и метрологического обеспечения оборонной продукции»
Завершилась научно-практическая конференция, организованная ФГУП «ВНИИ «Центр» для представителей предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, работающих в области создания оборонной продукции.
В конференции пр…
О подведении итогов обучения в аспирантуре ФГУП «ВНИИ «Центр»
14 июля 2021 года на очередном заседании научно-технического совета ФГУП «ВНИИ «Центр» по подготовке научных и научно-педагогических кадров председатель НТС, заместитель генерального директора Гасанов Р.М. подвел итоги обучения в 2020…
Научно-практическая конференция «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ» 14 – 17 сентября 2021 г.
Конференция ориентирована на руководителей организаций и структурных подразделений, специалистов в области разработки, испытаний, стандартизации и управления качеством оборонной продукции.
Тематические разделы конференции:
Изменения в…
Награждение почетными грамотами студентов базовой кафедры РТУ МИРЭА
17 июня 2021 года во ФГУП «ВНИИ «Центр» в торжественной обстановке состоялось награждение почетными грамотами студентов базовой кафедры РТУ МИРЭА – победителей VI-й научно-технической конференции студентов и аспирант…
22-04-2021 Конференция «Управление запасами в организациях оборонно-промышленного комплекса»
22 апреля 2021 года в ФГУП «ВНИИ «Центр» состоялась конференция под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О.И. Бочкарева на тему: «Управление запасами в организация…
Есть ли жизнь в частной науке?
Понятие частной науки в России достаточно размыто – частных лабораторий в стране не так много, а крупные компании пока не спешат вкладываться в НИОКР. Тем не менее, есть продвижение и здесь. Например, Сбер, который активно строит свою экосистему, запатентовал технологию распознавания лиц и построения маршрута с помощью дополненной реальности – их в перспективе можно будет использовать в специальных очках для людей с ограниченными возможностями.
Сразу несколько компаний (включая тот же Сбер) развивают технологии искусственного интеллекта. например, ABBYY применяет его для распознавания текста (самый известный продукт – пакет FineReader), а ООО «Интеллоджик» запатентовало использование ИИ для формирования математических моделей пациента.
В целом же компании вкладывают в НИОКР от 2 до 7% от общей суммы своих затрат. Среди лидеров:
- производитель фосфатных удобрений «Фосагро», который вкладывает даже больше 7% капитальных затрат в новые разработки. В структуру холдинга входит НИУИФ – ведущий мировой исследовательский институту по удобрениям, и работает он над специальными удобрениями и добавками, помогающими растениям преодолевать сложности;
- «Северсталь» тратит на разработки чуть меньше 50 миллионов долларов в год, но это только 3,3% от капитальных затрат. На эти деньги содержатся 20 центров технического развития, которые работают по 3 направлениям: снижение затрат, развитие прорывных технологий и улучшение клиентского опыта;
- производитель солнечных панелей «Хевел» вложит в НИОКР 2% капитальных затрат – это 1,5 миллиарда рублей. Это, в том числе, работа инжинирингового центра, который создает новые устройства на солнечных панелях;
- холдинг «Сибур» тратит на инновации более 150 миллиардов рублей. Это, в том числе, вложения в технологии дополненной реальности, которые в перспективе должны сократить сроки выполнения ремонтов.
Отдельная история – инновационные проекты независимых частных компаний. Например, стартап MaxBionic привлек на краудфандинговой площадке 1,5 миллиона рублей и планирует наладить производство бионических протезов. Например, сверхлегкий протез кисти будут стоить около 14 тысяч долларов – не мало, но по функциональности он будет приближен к настоящей руке.
В компании «ТермоЛазер» разработали мобильный лазерный комплекс, который может обрабатывать детали из разных материалов и разных размеров – например, повысить износостойкость и продлить срок службы. А «СтереоТек» из Волгограда выпустил первый в мире настольный 5D-принтер, который, к тому же, почти полностью состоит из российских комплектующих.
Подобных этим стартапов в России очень много – но, увы, большинство из них не получит коммерческого успеха. В России не так хорошо развита система венчурных инвестиций, а без них у таких проектов, скорее всего, нет никакого будущего.
Этичность
Сейчас в стране низкая правовая культура — считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы, например, скачать фильм с торрента или установить нелегальное ПО на компьютер. Примерно такая же ситуация с разными форматами научных работ. К примеру, по наблюдениям главного редактора «Юрайта» по контенту Александра Сафонова, около 70% всех публикаций, поступающих в электронное издательство, — плагиат.
«Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе», — считает Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, PhD, Университет Калифорнии в Беркли.
Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.
Российская академия наук
Все они осуществляют свою непосредственную деятельность в системе Российской академии наук.
Она имеет государственный статус некоммерческой организации (учреждения), наделенной правами управления своим имуществом и деятельностью, включая и право на создание, преобразование, ликвидацию предприятий, учреждений, организаций, входящих в ее состав.
Российские научные организации создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством, либо по представлению Правительства РФ.
В академии есть научные организации и компании социальной сферы. Структуру академий, порядок их финансирования и деятельности определяет устав академии наук.
Историческая справка
Как появились общественно — научные организации? Например, во Франции академия наук появилась в 1635 году, учреждена она была Ришелье. Особенность России XVIII века была абсолютно иной. При практическом отсутствии гражданского общества, все вопросы, касающиеся образования и науки, находились в ведении государства. В нашей стране никогда не было недостатка в талантах.
На протяжении многих веков осуществлялось накапливание знаний в различных областях: истории, языкознании, природе. Но, несмотря на подобную тенденцию, в подлинную научную систему это переросло только в восемнадцатом веке.
В качестве единственной формы научных организаций выступила Петербургская академия наук и художеств, которая была открыта в 1724 году. Это стало знаковым событием в русской культуре. Также в XVIII веке были открыты разные учебные заведения, издано огромное количество научно-популярных изданий. История появления Российской академии наук является интересным объектом для рассмотрения.
Организационная структура
В настоящее время эффективно работает в нашей стране порядка 4500 институтов, которые относятся к четырем структурам:
- 14% сотрудников и 16% институтов относятся к Академии наук;
- 10% связано с учебными заведениями;
- около 70 % относится к отраслевым НИИ;
- 6 % принадлежит производственным лабораториям.
Во времена существования Советского Союза около половины научных разработок было направлено на выполнение заказов оборонной промышленности. И лишь 10% всех исследований и экспериментов проводилось для теоретических изысканий в различных отраслях фундаментальной науки.
Целью прикладных научных разработок является оказание технической помощи различных предприятиям, внедрение инновационных разработок, способствующих повышению производительности труда, а также адаптация зарубежных технических решений в отечественной практике.
О проекте по созданию научных центров мирового уровня
Научные центры мирового уровня создаются в рамках национального проекта «Наука». Всего до конца 2023 г. планируется создать девять таких центров. На первом этапе, до 2021 г., должно быть создано три центра на базе организаций, прошедших конкурсный отбор.
Как дать сотрудникам возможность работать над интересными задачами, двигаясь в цифровую трансформацию
Бизнес
Объем финансового обеспечения на создание и развитие научных центров мирового уровня с 2020 по 2023 гг. составляет более 10 млрд руб. из федерального бюджета. В 2020 г. в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 2,4 млрд руб.
Следует отметить, что базовые подходы к определению основных приоритетов научно-технологического развития установлены в стратегии научно-технологического развития, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным в 2016 г. Стратегией предусматривается, что на ближайшие 10-15 лет приоритетными следует считать направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты, а также создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.
Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития создан постановлением Правительства России от 8 июля 2019 г. Он формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, а также ведущих ученых, занимающих лидирующие позиции в различных областях научных исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития.
По состоянию на 17 февраля 2020 г. в составе совета числится 26 членов. Минкомсвязи в совете представляет Евгений Кисляков, заместитель Максута Шадаева, возглавившего ведомство 21 января 2020 г.
Российская академия наук
Все они осуществляют свою непосредственную деятельность в системе Российской академии наук.
Она имеет государственный статус некоммерческой организации (учреждения), наделенной правами управления своим имуществом и деятельностью, включая и право на создание, преобразование, ликвидацию предприятий, учреждений, организаций, входящих в ее состав.
Российские научные организации создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством, либо по представлению Правительства РФ.
В академии есть научные организации и компании социальной сферы. Структуру академий, порядок их финансирования и деятельности определяет устав академии наук.
Направления обучения
Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (1) | Маркетинг и продажи (2) |
|
Психология (31) | ||
Бухгалтерский учет (11) | Медицина. Фармация (2) | Сельское хозяйство (1) | |||
|
Государственная служба и юриспруденция (1) |
|
Менеджмент и управленческие компетенции (19) |
|
Социальная работа (5) |
|
Дефектология (26) |
|
Начальное образование (10) |
|
Управление персоналом и кадровое делопроизводство (16) |
Дизайн. Программы от партнеров (8) |
|
Педагогика (9) |
|
Физическая культура и спорт (24) | |
|
Дошкольное образование (25) |
|
Педагогика дополнительного образования (23) | Культура и искусство (12) | |
|
Педагогика профессионального образования (11) |
|
Логопедия (13) |
|
Предметная подготовка учителей (51) |
Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (3) | Логопедия (35) | Педагогика профессионального образования (5) | |||
Бухгалтерский учет (13) | Маркетинг и продажи (1) | Предметная подготовка учителей (32) | |||
Государственная служба и юриспруденция (2) | Медицина. Фармация (15) | Психология (55) | |||
Дефектология (38) | Менеджмент и управленческие компетенции (7) | Социальная работа (8) | |||
Дизайн. Программы от партнеров (14) | Начальное образование (14) | Управление персоналом и кадровое делопроизводство (16) | |||
Документоведение и делопроизводство (5) | Охрана труда и жизнедеятельности (2) | Физическая культура и спорт (23) | |||
Дошкольное образование (45) | Педагогика (9) | Культура и искусство (4) | |||
Педагогика дополнительного образования (17) |
Архивариус | Медицинский дезинфектор | Санитар ветеринарный | |||
Кассир | Медицинский регистратор | Санитар(ка) | |||
Кладовщик | Младшая медицинская сестра по уходу за больными | Секретарь-администратор | |||
Косметик | Младший воспитатель | Специалист по маникюру | |||
Лаборант химического анализа | Младший фармацевт | ||||
Российский фонд фундаментальных исследований
Министерство образования и науки РФ ведет серьезную работу по выделению инновационных НИИ, на базе которых осуществляются определенные фундаментальные исследования. Российский фонд фундаментальных исследований вносит существенный вклад в финансирование научных экспериментов в области медицины, химии, физики, выделяя отдельным ученым и лабораториям граты в национальной валюте.
Благодаря программе конверсии научных исследований в некоторых институтах, например, органической химии, были достигнуты серьезные положительные результаты, которые внедряются в разные сферы промышленности.
Особое внимание лаборатории уделяют проблемам, касающимся разработки эффективных лекарственных препаратов, созданию альтернативных источников энергии
Значимость создания Петербургской академии наук
Она была организована по распоряжению императора Петра I указом правящего сената. В процессе разработки проекта создания Академии наук, русский царь позаботился о том, чтобы открываемая организация функционировала на высоком уровне науки того периода. На работу в нее были приглашены именитые иностранные ученые:
- Леонард Эйлер, Николай и Данил Бернулли (математики);
- Физик Георг Крафт;
- астроном Жан Делиль.
Проект Положения об этом научном заведении был представлен царю лейб-медиком Б. Блюментростом. После того, как Петр I внес некоторые поправки, он вступил в законную силу.
В положении было определено основное предназначение Академии – развитие различных отраслей науки с минимальными материальными затратами.
Он был уверен, что российская «кузница научных деятелей» будет функционировать существенно лучше, чем зарубежные аналоги. Помимо научной деятельности, образованное заведение должно было развивать ремесленное дело, вести производства «мануфактур и художеств», создавая удобные инструменты и машины.
Русский царь полагал, что все разработки ученых должны быть полезны в производстве, приводить к экономическому процветанию страны.
Направления определены
Вице-премьер Татьяна Голикова провела второе заседание совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. Согласно информации, опубликованной на официальном портале правительства России, члены совета утвердили перечень приоритетных направлений, по которым планируется создавать центры.
В итоговый список приоритетных направлений в числе прочих вошли передовые цифровые технологии, искусственный интеллект, роботизированные системы и материалы нового поколения, интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, высокотехнологичное здравоохранение, а также технологии обеспечения национальной безопасности.
Не менее важными, по мнению экспертов, являются направления экологически чистой ресурсосберегающей энергетики, эффективного регионального использования недр и биоресурсов, высокопродуктивного и экологически чистого агро- и аквахозяйства, создания безопасных, качественных и функциональных продуктов питания. Наконец, заключительным, седьмым пунктом в списке значатся гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы.
В Доме Правительства состоялось заседание совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития
Первое заседания совета состоялось в конце декабря 2019 г. Тогда были рассмотрены семь приоритетных направлений, отобранных на основе анализа наиболее публикуемых направлений исследований
Членами совета были приняты во внимание результаты исследования конференции ООН по торговле и развитию, которые были изложенных в отчете о развитии технологий и инноваций в 2018 г
Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии
(ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИОХТ»)
Краткая информация
ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИОХТ» выполняет весь цикл работ от фундаментальных и прикладных исследований до разработки технологий, оборудования, организации опытных установок и многотоннажных производств, выпуска уникальной химической продукции, а также проектной и нормативно-методической документации.
ГосНИИОХТ является головным разработчиком всех технологий уничтожения химического оружия Российской Федерации.
Основными научными направлениями деятельности института являются:
— разработка технологий получения продуктов органического синтеза, лекарственных препаратов и биологически активных соединений, химических нанотехнологий;
— разработка технологий переработки промышленных отходов, в том числе высокотоксичных;
— выполнение комплексных химико-аналитических и физико-химических исследований веществ и материалов;
— испытания и токсикологические исследования продукции химико-технологического и оборонно-промышленного комплексов, включая доклинические исследования лекарственных препаратов;
— разработка технологий получения сверхчистых веществ из сырья природного и синтетического происхождения методом сверхкритической экстракции;
— разработка методологии прогнозирования аварийного и систематического риска;
— создание и эксплуатация химических производств.
Основан (создан)
Институт отсчитывает свою историю с 10 января 1924 года. В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации в 1997, 2000, 2002, 2004, 2007, 2009, 2011 и 2013 годах.
Работа по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития науки, технологий и техники
ГосНИИОХТ участвует в реализации пяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и девяти критических технологий Российской Федерации.
Участие в реализации технологических платформ
Институт участвует в реализации технологической платформы «Новые высокоэффективные и дефицитные материалы и технологии малотоннажной химии с глубокой комплексной переработкой сырья».
Инновационные проекты
Создание федерального центра безопасных химических технологий. Создание GLP-лаборатории по изучению токсичности опасных промышленных отходов и определения их классов опасности. Создание федерального центра технологий переработки запасов полихлорбифенилов и агропромышленных ядохимикатов. Создание комплекса опытных установок для термической переработки шламов нефтехимических производств. Создание производства специальных жидкостей Д-2-06, Д-3-06М, Д-7-06, Д-8-06 на основе полиэфирных жидкостей ПЭФ. Создание производства инновационных фосфорорганических антипиренов для авиационной промышленности.
Исследовательская опытно-экспериментальная база
Центр научных испытаний и исследований продукции химико-технологического и оборонно-промышленного комплексов. Центральная аналитическая лаборатория по контролю за уничтожением химического оружия. Опытная база по разработке и испытаниям специального технологического оборудования для уничтожения химического оружия и суперэкотоксикантов.
Патенты, свидетельства
225 патентов и авторских свидетельств
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками
863 сотрудника, в том числе 23 доктора наук, 92 кандидата наук.
Базовые кафедры, научные школы
Создана одна базовая кафедра.
В институте работают семь научных школ.
Основные партнеры
ГНЦ РФ ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (г. Санкт-Петербург), ГНЦ РФ ФГУП «ВИАМ» (г. Москва), ЗАО «Экрос-Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) и другие ведущие научно-исследовательские, проектные и производственные предприятия России.
Международное научно-техническое сотрудничество
Институт непосредственно участвует в выполнении обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.
Контактная информация
111024, Российская Федерация, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.23; тел. 8 (495) 673-75-30; факс 8 (495) 673-22-18
Интернет: http://gosniiokht.ru/
Заключение
Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.
Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений
Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.
Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.