Мосолимп
Задачи Московской олимпиады школьников по физике
Первый тур в 7 — 10 классах не проводится с 2020 года.
Нулевой тур | Первый тур | Второй тур | |
---|---|---|---|
7 класс |
21.1, 21.2, 21.320.1, 20.2, 20.319.0, 19.118.0, 18.117.0, 17.116.0, 16.115.0, 15.114.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 |
, , , , , , , , , , |
, , , , , |
8 класс |
21.1, 21.2, 21.320.1, 20.2, 20.319.0, 19.118.0, 18.117.0, 17.116.0, 16.115.0, 15.114.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 |
, , , , , , , , , , |
, , , , , , , , , , , , |
9 класс |
21.1, 21.2, 21.320.1, 20.2, 20.319.0, 19.118.0, 18.117.0, 17.116.0, 16.115.0, 15.114.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 |
, , , , , , , , , , |
, , , , , , , , , , , , |
10 класс |
21.1, 21.2, 21.320.1, 20.2, 20.319.0, 19.118.0, 18.117.0, 17.116.0, 16.115.0, 15.114.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 |
, , , , , , , , , , |
, , , , , , , , , , , , |
11 класс |
21.1, 21.2, 21.320.1, 20.2, 20.319.0, 19.1, 19.2, 19.T18.0, 18.1, 18.2, 18.317.0, 17.1, 17.2, 17.316.0, 16.1, 16.2, 16.315.0, 15.1, 15.2, 15.314.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 |
, , , , , , , , , , , , |
, , , , , , , , , , , , |
Задачи МОШ по физике 1986 — 2007 годов содержатся в книге:
Варламов С. Д. и др. Задачи Московских городских олимпиад по физике (М.: МЦНМО, 2007; 11,6 МБ).
Заключительный этап в 11 классе
Если вы выступаете за 11 класс, то заключительный этап для вас состоит из двух туров.
При определении победителей и призёров работает правило суммы (сравните его с правилом произведения на ММО):
Дипломы МОШ по физике в 11 классе присуждаются по сумме баллов, полученных на первом и втором турах.
На первом туре предлагается пять задач с общей суммой баллов S1. На втором туре предлагается тоже пять задач с общей суммой баллов S2. Итого на двух турах разыгрывается сумма баллов S = S1 + S2.
В таблице приведены суммы баллов и границы дипломов за последние годы (в формате «1 степень/2 степень/3 степень» или «победитель/призёр» — в зависимости от того, какой формат имел место в данном году).
Год | S = S1 + S2 | Границы |
---|---|---|
2021 | 100 = 48 + 52 | 60/45/30 |
2020 | 120 = 48 + 72 | 70/54/37 |
2019 | 120 = 48 + 72 | 81/62/51 |
2018 | 125 = 50 + 75 | 85/40 |
2017 | 125 = 50 + 75 | 100/75/60 |
Обратите внимание, какая низкая граница призёров оказывалась на олимпиадах 2018, 2020 и 2021 годов: 40/125, 37/120 и 30/100, менее трети от общей суммы! Задачи были очень трудные, и школьники в целом решали их плохо. У многих, кстати, опускались руки после первого тура и возникали сомнения, стоит ли вообще идти на второй
Как видим, обязательно нужно идти и сражаться до конца! Если вы неважно написали первый тур, то это вполне может означать, что и большинство его так написало, а значит — для вас ничего не потеряно и всё решится на втором туре. Поэтому рекомендации по оформлению решений в точности те же, что и выше для 7 — 10 классов
Пишите всё существенное вне зависимости от того, удаётся ли довести задачу до конца! Помните, что любое продвижение может быть по критериям оценено некоторым (пусть, возможно, и небольшим) количеством баллов (например: Записано выражение для КПД цикла через работы на изотермах — 1 балл); может случиться, что именно этот лишний балл и даст вам желанный диплом
Поэтому рекомендации по оформлению решений в точности те же, что и выше для 7 — 10 классов. Пишите всё существенное вне зависимости от того, удаётся ли довести задачу до конца! Помните, что любое продвижение может быть по критериям оценено некоторым (пусть, возможно, и небольшим) количеством баллов (например: Записано выражение для КПД цикла через работы на изотермах — 1 балл); может случиться, что именно этот лишний балл и даст вам желанный диплом.
Нетрудно видеть, что правило суммы иногда позволяет получить диплом МОШ по физике по итогам лишь одного из туров (а в 2020 году можно было даже стать победителем, придя только на второй тур). Это непросто, конечно, но любопытно само наличие такой возможности! Для сравнения заметим, что более жёсткое правило произведения на ММО полностью исключает подобный исход: произведение числа решённых задач за оба дня там окажется равным нулю.
В 2018/19 году появилось отличное новшество: пятая задача вариантов первого тура и второго тура давалась «в формате межнара», как на APhO или IPhO: краткое вводное описание явления или устройства, и далее по пунктам — задания, развивающие тему. С целью адаптации школьников к этому формату был проведён (заблаговременно в декабре) тренировочный тур для 11 класса.