Как не запутаться в квалификациях по диплому

Этимология в помощь

Так как слово заимствованное, то логично допустить, что оно должно соответствовать своему этимону. Но это не всегда так. Во-первых, многие слова со временем утратили двойную букву в русском языке. Во-вторых, спорным является вопрос о том, какой именно язык считать источником. Ведь очень часто одно и то же слово даже на родственных языках пишется по-разному. Вот примеры: русское «группа» на немецком пишется gruppe, на французском — groupe, на английском — group. Если руководствовться только этим правилом, то как знать, на какой именно язык надо ориентироваться?

Правда, со словом «профессия» все гладко: на всех языках оно пишется с одним «ф» и удвоенным «с»: profession (англ.), profession» (франц.), professio (лат.). В этом частном случае можно смело брать за основу языки-источники. Теперь вопрос о том, как писать — проффесия или профессия, окончательно решен.

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Особенности образовательного процесса

Знания вы получаете в учебном заведении, высшем или среднем специальном. После окончания учебного заведения вам выдается свидетельство или диплом, в котором указана ваша специальность. Но специальность указывает только на ваши знания. Квалификация персонала предполагает еще и опыт работы, который только предстоит получить. Во многих учебных заведениях учащиеся проходят практику, где они получают опыт работы по данной специальности. После этого на квалификацию молодого сотрудника начинают влиять его личностные качества: способность выполнять данный вид работы, качество рабочей силы.

Надо отметить, что выпускники одного и того же учебного заведения по-разному подготовлены к работе. Поэтому при приеме на работу работодатель проводит личное собеседование с будущим работником, чтобы установить его квалификацию. К тому же надо учесть, что учебные заведения имеют разные уровни аккредитации. Если учебное заведение имеет второй уровень аккредитации, оно готовит специалистов с неполным высшим или со средним специальным образованием. Третий уровень аккредитации говорит: квалификация персонала такова, что выпускники будут иметь полное высшее образование. Четвертый уровень присваивается высшим учебным заведениям, которые имеют в своих подразделениях магистратуру и аспирантуру.

Естественно, что работодатели стараются получить к себе в служащие выпускников ведущих вузов страны, поскольку из них выходит высококвалифицированный персонал.

Профессия

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому — это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Так чем отличается специальность от профессии?

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540300 — Филологическое образование при очной форме обучения — 6 лет.

Например, установленные нормативы квалификационного разряда должны быть подтверждены спортсменом на состязаниях определенного ранга в присутствии необходимого количества судей соответствующего уровня.

В 2012 году заканчиваю НГУ. В этом году я получу диплом квалификации дипломированный специалист по специальности химия. После чего я планирую поступать в магистратуру того же университета на тот же факультет по специальности биология, а затем в аспирантуру.

Скажите, если образование «бакалавр», нужно ли писать в графе «образование» кроме слова «высшее» в скобках «бакалавр»? И еще: что в данном случае писать в графе «специальность, профессия».

Специальность

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Уровень восемь, с первым ответом в соответствии с нашей назначенной специальной школой или начальной базой начальной школы, восьмым, затем докторантом. Однако эти уровни не описываются школами, а знаниями, навыками и компетенциями, которые человек может получить не только от посещения школ от базового до высокого, но и от практики или формы разных курсов, стажировок или досуга. Условием является то, что они проверяются стандартизованным тестом.

Тот факт, что достижение квалификации не обязательно связано с формальным образованием в определенном типе школы, — это роман, который нельзя применять всегда и везде. Например, в Чешской Республике теперь можно получить лишь частичную квалификацию на уровне ученичества без формального образования.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

Квалификация в юриспруденции

Трактовка понятия квалификации в юридическом праве несколько отличается от трактовки в иных сферах.

В данном случае объектом квалификации является не человек с его физическими или интеллектуальными характеристиками, а совершенное преступление (что это?) или правонарушение (что это такое?).

Поясню на примере: допустим, гр. Иванов украл (т.е. тайно похитил) гироскутер у своего соседа и был задержан полицией. Это преступление было квалифицировано по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Но в ходе судебного расследования было выявлено, что преступление было совершено в сговоре с гр. Петровым и Сидровым. Суд вынес решение об изменении квалификации преступления на ст. 158, ч. 2 УК РФ.

Где работать

У талантливого и инициативного педагога широкие возможности найти работу. Конечно, это может быть школа, гимназия или лицей. Квалифицированные специалисты нужны в образовательных центрах и различных институтах (например, РИКЗ), где разрабатываются учебные программы. При желании можно окончить магистратуру или аспирантуру и стать преподавателем вуза. Они часто работают в качестве учёных-методистов и составителей учебников. Репетиторство — тоже вариант. Часто амбициозные учителя совмещают свой педагогический опыт с современными областями знаний (такие как маркетинг, и т. д.) и находят себя в преподавании взрослым.

Если понял, что профессия учителя для тебя, то вперёд. Ты имеешь все шансы стать отличным специалистом.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Пример квалификации и специальности

  • специалитет (от 5 лет обучения);
  • бакалавриат (от 4 лет обучения);
  • магистратура (от 6 лет обучения).

Если речь о специалитете, то студента будут называть дипломированным специалистом в выбранной сфере (квалификация «юрист», специализация – «юриспруденция»). Квалификация будет говорить о том, кем будет выпускник в профессиональном плане, а специализация (специалитет перекликается с названием специальности) – в какой области трудовых отношений он будет работать. Понятие специализации более узкое, чем квалификации.

Понятие бакалавриата говорит о получении базового высшего образования, на основе которого можно вести профессиональную деятельность. В случае его окончания в дипломе пишут: бакалавр определенной отрасли (экономики, журналистики, педагогики и т.д.) по определенному направлению.

После получения степени бакалавра можно продолжить обучение и перейти на вторую ступень, начав академическую карьеру. Тогда речь будет идти о магистратуре, срок обучения в которой составляет от 6 лет. Тогда в дипломе пишут степень «магистр».

Пример квалификации в дипломе:

Это интересно: Гололед. Определение. Когда образуется.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Виды повышения квалификации

Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:

  • краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
  • среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
  • длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.

Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.

Какая специальность если написано в дипломе бакалавр юриспруденция

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемом случае все условия для предоставления гарантии, предусмотренной ст. 173 ТК РФ, соблюдены, работодатель обязан предоставить работнику учебный отпуск и оплатить время пребывания в таком отпуске в размере среднего заработка.

Обоснование вывода: Глава 26 ТК РФ предусматривает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных организациях высшего профессионального образования. В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной или очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации на срок до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования. Работодатель обязан предоставлять такие отпуска при получении работником образования соответствующего уровня впервые (часть первая ст. 177 ТК РФ) и только по основному месту работы (часть первая ст. 287 ТК РФ). Основанием для предоставления по месту работы указанного дополнительного отпуска является справка-вызов из образовательной организации (часть четвертая ст. 177 ТК РФ), форма которой утверждена приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2021 N 1368. Данный документ является свидетельством успешного обучения работника (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2021 N 11-18728/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11.06.2021 по делу N 33-1155/2021, кассационное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 09.02.2021 по делу N 33-368). Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (часть первая ст. 177 ТК РФ). В рассматриваемой ситуации работник поступил в высшее учебное заведение самостоятельно. Следовательно, оплачиваемый учебный отпуск ему положен только в том случае, если он получает образование соответствующего уровня впервые. Согласно п. 2 и п. 3 части 5 статья 10 Федерального закона от 29.12.2021 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» бакалавриат и магистратура отнесены к разным уровням высшего профессионального образования. Согласно части 8 ст. 69 указанного закона обучение по программам магистратуры является получением второго или последующего высшего образования только для лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра. Таким образом, для работника, имеющего диплом бакалавра, обучение по программе магистратуры является получением образования соответствующего уровня впервые. Статья 173 ТК РФ не ставит право работника, совмещающего работу с получением образования, на предоставление ему соответствующих гарантий в зависимость от того, получает ли работник новый уровень образования по той же специальности, по которой был получен предыдущий уровень образования, или по какой-либо другой. Следовательно, работник имеет право на льготы, предусмотренные ст. 173 ТК РФ, при обучении в магистратуре, в том числе и по специальности, отличной от указанной в его дипломе бакалавра. Данный вывод подтверждается судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 января 2021 г. по делу N 33-256-2021).

Социально-экономические и юридические специальности

Выпускники экономических отделений вузов получают должности:

  • экономиста;
  • менеджера (по продажам, по персоналу, по закупкам, по связям с общественностью);
  • маркетолога;
  • бухгалтера.

В юридической сфере есть множество специализаций. Выпускник юрфака может стать:

  • нотариусом;
  • госслужащим;
  • дипломатом;
  • адвокатом;
  • прокурором;
  • следователем;
  • специалистом по разрешению правовых споров определенного типа (например, автоюристом или семейным юристом) и т.д.

Перечисленные профессии достаточно привлекательны в плане среднего заработка, однако спрос на них сейчас невелик. Приемлемые вакантные места в данной сфере обычно достаются не молодежи, а специалистам с солидным опытом и стажем.

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Випускники бакалаврату та спеціалітету, ви маєте чудову можливість вступити та навчатись на магістратурі за напрямком «Консолідована інформація». Основними перевагами спеціальності є можливість вступу з будь-якого ВУЗу, отримання знань та навиків, необхідних для працевлаштування, та можливість навчання на безкоштовній основі!

Необходимость возрождения статуса магистра возникла после присоединения системы образования России к так называемому «Болонскому процессу», взявшему начало в Европе с 2021 года. Соглашение в Болонье имело целью возможность создания беспрепятственного выбора места обучения и работы для студентов либо научных работников, а также легкого перехода из одного вуза в другой. Его составляющими стали:

Похожие термины:

  • уровень обученности и подготовленности к компетентному выполнению определенных видов профессиональной деятельности.

  • уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специально

  • уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по специальности.

  • уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

  • уровень и вид профессионально педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.

  • степень подготовленности лица к нормальной и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в окружающей социальной действительности, его способность надлежаще исполнять социальные роли и успеш

  • количественно-качественные показатели читательского развития, характеризующие уровень читательского развития личности и её подготовленность к читательской деятельности; степень годности к чи

  • технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования профилей образования, направлений образования, групп специальностей, специальностей, направлений специальностей, сп

  • структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалифика

  • образовательное учреждение, деятельность которого направлена на координацию работы расположенных в регионе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научно-м

  • (ФПК) – учебное подразделение, организуемое при высшем учебном заведении и осуществляющее учебную и научно-методическую работу по повышению квалификации руководящих работников и специалистов с

  • система послевузовского педагогического образования. Подготовка ученых-педагогов и преподавателей высшего звена осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных у

  • образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо

  • Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять

  • учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологиче

  • действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической профессиональной учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на учрежде

  • новый тип рабочего, обладающего широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе произ

  • этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением с

  • требования к умениям, знаниям, квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

  • после 1962 г. Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования (ЦИПКРНО). Позже реорганизован в Центральный институт усовершенствования учителей (ЦИУУ). В д

Примеры

Рассмотрим часто встречающиеся в повседневной жизни примеры.

  • Банковские работники, получившие образование финансиста, специализируются на кредитовании, вкладах и инвестициях. Они работают именно с такими клиентами.
  • Экономисты, отучившиеся по соответствующей программе, специализируются на банковском деле, биржевой торговле (валюта, ресурсы, драгметаллы и другие отрасли фондовых рынков).
  • Отучившись на юридическом факультете по специальности гражданского или уголовного права, юристы рассматривают работу судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и на несколько иных подвидов работы. Их специализация – административное, уголовное, гражданское, семейное право.
  • У инженера, отучившегося на конструктора, имеются десятки специализаций: судостроение, станкостроение, самолётостроение и прочее. Заманчивой и многообещающей является работа в космическом агентстве – ракетостроение, планетоходостроение, зондостроение (включая звёздные и солнечные обсерватории, запускаемые на миллионы километров от Земли), разработка микро- и наноспутников новых поколений, создание орбитальных телескопов и радарных картографов. Здесь инженер-конструктор выходит на международный уровень. Но в данной сфере конкуренция огромна – не всякого допустят работать в NASA или хотя бы в Роскосмос.
  • Врач обладает любой из сотен специализаций – от стоматолога до рентгенолога. Определяется он с выбором ещё в процессе вузовской практики.
  • Педагог – это и школьный учитель, и преподаватель вуза/техникума/колледжа, и воспитатель в детсаду, и ясельный соцработник. Под отдельную категорию попадают завуч, директор школы, методист заочного обучения в вузе.

Сравнение

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

Руководящий состав

В этот список входят такие профессии:

  • Гл. специалист агрономической службы (агроном) предприятия.
  • Гл. агроном-агрохимик на производстве.
  • Гл. специалист аграрной службы (агроном) в сфере защиты растениеводства.
  • Гл. специалист агрономической службы (агроном по изучению почвы).
  • Гл. специалист ветеринарной службы (врач-ветеринар).
  • Гл. специалист зоотехнической службы (зоотехник).
  • Гл. специалист зоотехнической службы в отрасли разведения коней (зоотехник гос. конюшни).
  • Гл. специалист зоотехнической службы — зоотехник ипподрома.
  • Гл. инженер мелиораторской службы.
  • Гл. инженер-механик.
  • Гл. специалист энергетики (инженер-энергетик).
  • Гл. судья в сфере племенного разведения коней.
  • Работник ветеринарной службы — зав. ветаптекой.
  • Работник ветеринарной службы — зав. ветучастком.
  • Зав. на предприятии гаражом.
  • Зав. пунктом заготовки на производстве переработки льна и других лубяных культур.
  • Зав. токсикологической лабораторией.
  • Зав. производственной лабораторией биометода защиты растений.
  • Зав. лабораторией госинспекции по карантину растений и фумигационного отряда.
  • Зав. лабораторией диагностирования и прогноза появления в будущем вредителей и болезней растений.
  • Зав. лабораторией по оценке качества испытываемых сортов Госкомиссии по сортированию селхозкультур.
  • Зав. лабораторией по плем. делу и искусственному методу осеменения.
  • Зав. транспортным отделом.
  • Зав. нефтескладом.
  • Зав. опытным полем.
  • Зав. пограничным пунктом по карантину растений.
  • Зав. пунктом искусственного метода осеменения.
  • Зав. пунктом сигнализации и прогнозов появления вредителей и болезней растений.
  • Зав. мастерской по ремонту.
  • Зав. семеноводческой станцией.
  • Заведующий тех. обменным пунктом.
  • Зав. участка по испытанию сортов.
  • Зав. фитогельминтологической производственной лабораторией.
  • Зав. семенным хранилищем.
  • Начальник мех. отряда.
  • Начальник отдела заготовки.
  • Начальник отдела (участка) производственно-ветеринарного контроля.
  • Начальника отдела тех. эксплуатации автопарка и оборудования сельхозпердприятий.
  • Начальник производственного отдела ипподрома.
  • Начальник станции защиты растениеводства (на уровне субъекта, области и района).
  • Начальник станции тех. обслуживания автопарка, станции тех. обслуживания машиностроительного парка.
  • Начальник животноводческого цеха.
  • Начальник фумигационного отдела.
  • Начальник станции тех. обслуживания машин и оборудования живот-ких ферм, птицефабрики и фермы.
  • Начальник цеха по производству кормов.
  • Начальник цеха по мелиорации земель.
  • Начальник цеха инкубации.
  • Начальник цеха механизирования.
  • Начальник цеха растениеводства.
  • Начальник экспедиции по биозащите растений.
  • Начальник цеха по управлению транспортными перевозками.
  • Управляющий фермой, бригадир.
  • Руководитель КФХ-фермер.

Повышение квалификации – что это?

Designed by katemangostar/Freepik

В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.

Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.

Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

Специальность: разбираемся в значении термина

Итак, став выпускником ВУЗа, вы получаете заветный диплом, который является документом, подтверждающим у вас наличие знаний, умений и навыков в определенной трудовой сфере.

Специальность — это область, в который вы являетесь специалистом

Это и есть ваша специальность, то есть область чего-либо, в которой вы являетесь специалистом.

Профессия в данном случае является более широким понятием, объединяющим людей близких по приобретенным профессиональным навыкам, а специальность более узкое понятие, применимое для людей конкретной сферы деятельности.

Именно специальность прописана у вас в дипломе и иногда она будет совпадать с наименованием вашей профессии.

Здесь же стоит отделить понятие работа. Работа — это вообще любого рода трудовая деятельность, приносящая какой-либо доход (выгоду, пользу) человеку, занимающемуся ею.

Работа не всегда зависит от наличия у вас специальности. Рассмотрим на конкретном примере.

Вы — выпускник педагогического ВУЗа.

В дальнейшей жизни вы планируете связать себя с работой в образовательной среде, по профессии вы являетесь учителем, но можете работать педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования.

Хотя прошли обучение на естественно-математическом факультете по специальности учитель физики и математики.

Кстати, существенным отличием специальности от профессии будет и то, что специальность должна быть получена путем обучения, а профессия может быть приобретена в ходе практики.

К примеру, чтобы стать хорошим актером, не всегда нужно окончить театральный институт, можно иметь диплом инженера, а с профессиональной точки зрения относиться к сфере искусств.

Именно на принципах профессиональных специальностей и базируется современное разделение труда в обществе.

Должность

Должность – служебное положение в компании, в рамках которого на сотрудника возлагаются обязанности и обязательства, что он обязан выполнять в процессе своей трудовой деятельности, обусловленной трудовым договором. Обычно иерархия должностей указывается в штатном расписании компании.

Чтобы занять определенную должность работник обязан иметь необходимую специальность, практический опыт работы (иногда специализацию), подтвержденные навыки, рекомендации (не обязательно).

Должности могут быть:

  1. Рабочими. На них требуются граждане, с минимальным опытом работы, навыками, образованием (дворник, уборщица, курьер). Возможно обучение непосредственно на производстве.
  2. Инженерно-техническими, экономическими. Здесь требуются сотрудники, имеющие определенную квалификацию, а также специализацию по направлениям деятельности.
  3. Руководящими. Обычно на эти должности претендуют наиболее всесторонне подготовленные в конкретном коллективе сотрудники, имеющие организационные, коммуникационные, а также лидерские качества.

К примеру, если человек имеет специальность «юрист», он может занимать в компании должность «младшего юриста», «юриста», «ведущего юриста», «начальника юридического отдела», «руководителя юридической компании».

Переход с одной должности на другую называют «карьерным ростом».

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
  3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector