Сложные кружева судьбы костюмера музыкального театра

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия костюмера не предполагает получения специального образования, достаточно просто иметь школьный аттестат и обладать необходимыми для этой работы качествами и навыками. Но для работы в крупных театрах с широким и разнообразным репертуаром могут потребоваться более глубокие познания. Их дает обучение в училище по специальности «театрально-декорационное искусство».

Для получения среднего специального образования по направлению «театрально-декорационное искусство» поступают в Театральный художественно-технический колледж (г. Москва). Там готовят специалистов по программе «Художественно-костюмерное оформление спектакля». Этой специальности можно учиться в Московском колледже музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской.

Образование более высокого уровня по направлениям «художник по костюмам» или «дизайн костюма» дает учеба в одном из вузов, готовящих кадры для учреждений культуры, как то:

  1. Российский институт театрального искусства (ГИТИС), где на специальности «сценография» можно получить специальность художника по костюмам.
  2. Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова также готовит студентов по этой специальности.
  3. Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург).

Должностная инструкция заведующего костюмерной

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция заведующего костюмерной

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заведующий костюмерной относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя учреждения, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность заведующего костюмерной принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

1.3. Заведующий костюмерной должен знать:

– приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива;

– основы организации производственно-творческого процесса театра;

– технику обработки и сохранения костюма, подбора необходимого материала и деталей костюма (серьги, броши, пояса и пр.);

– весь гардероб театра и его распределение с учетом особенностей артистов труппы;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На заведующего костюмерной возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполняет работы по обеспечению артистов на репетициях и спектаклях необходимыми костюмами, по подбору костюмов из запасного художественного гардероба для новых спектаклей и спектаклей текущего репертуара во время ввода новых исполнителей.

2.2. Участвует в подборе и подготовке кадров костюмерного цеха.

2.3. Ведет учет рабочего времени работников костюмерной службы.

2.4. Проводит списание реквизита при износе его и утрате материальных ценностей, работе над эскизами с художником-постановщиком и художником по костюмам.

3. Права

Заведующий костюмерной имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д.

3.4. На получение рабочей одежды.

3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.7. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.8. Запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Заведующий костюмерной несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Плюсы и минусы профессии

Профессия «костюмер», как и любая другая имеет свои положительные отрицательные стороны. И в данном разделе статьи мы их рассмотрим.

Начнем с плюсов:

  1. Работа, связанная с творчеством. Многие из костюмеров переросли в актеров, ассистентов и других более престижных специалистов;
  2. Возможность общаться со знаменитостями, заводить с ними полезные знакомства;
  3. Видеть весь процесс театральной жизни со стороны создания;
  4. Не требует долгого обучения и специального образования.

К минусам можно отнеси следующие пункты:

  1. Низко оплачиваемый труд;
  2. Приходится выполнять большое количество физического труда;
  3. Работа с капризными клиентами;
  4. Часто ненормированный рабочий день.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Должностная инструкция костюмера

1.6. Костюмер подчиняется непосредственному руководителю. 1.7. На время отсутствия костюмера (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

Узнайте подробнее о 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Костюмер обязан: 2.1. Обслуживать съемки, телепередачи, спектакли, концерты, цирковые выступления, репетиции любой сложности по костюмам на разнообразную тематику с любым количеством исполнителей (актеров). 2.2. Участвовать: – в полном или частичном одевании исполнителей (актеров) съемок, телепередач, спектаклей, концертов, цирковых выступлений, репетиций; – в подборе из фондов и получении на складе костюмов, артистического реквизита и аксессуаров к ним; – в проведении инвентаризаций костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

2.3. Осуществлять: – систематизацию костюмов фильма, снимаемого в условиях павильона, экспедиции; – укладку и упаковку костюмов, головных уборов, обуви; – утюжку костюмов; – мелкий несложный ремонт и подгонку костюмов непосредственно на съемках, спектаклях, концертах, цирковых выступлениях и репетициях; – смену деталей костюмов; – создание требуемой фактуры костюма. 2.4. Обеспечивать соблюдение режимов хранения в костюмерной, а также сохранность и санитарное состояние костюмов. 3. ПРАВА Костюмер вправе: 3.1.

Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями. 3.3. В пределах

Рабочая инструкция костюмеру (2-й разряд)

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата КОСТЮМЕРУ (2-Й РАЗРЯД)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Костюмер принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению __________________. 2. Костюмер подчиняется ___________________________.

3. В своей деятельности костюмер руководствуется:

— уставом организации;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

— настоящей рабочей инструкцией.

4. Костюмер должен знать:

— наличный фонд гардероба студии;

— правила простого ремонта, шитья, утюжки, стирки;

— способы укладки и упаковки костюмов, головных уборов и обуви, их хранения;

— порядок и формы материальной отчетности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Костюмеру поручается:

5.1. Обслуживание съемок, телепередач и репетиций под руководством костюмера более высокой квалификации.

5.2. Получение на складе костюмов, головных уборов и обуви, подобранных художником или ассистентом художника.

5.3. Частичное или полное одевание участников массовых и групповых сцен.

5.4. Мелкий ремонт костюмов непосредственно на съемках и репетициях, их утюжка.

5.5. Укладка и упаковка костюмов, головных уборов, обуви, обеспечение их сохранности и санитарного состояния.

ПРАВА

6. Костюмер имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Костюмер несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

КОММЕНТАРИЙ

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 58), Раздел: Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. N 71.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

«Все спектакли смотрю из кулис»

– Сколько живёт театральный костюм?

– Пока живёт спектакль, даже если сильно изношен – стараемся сохранять, штопаем. Я когда пришла в театр, здесь были костюмы ещё с основания театра – «Царская невеста». Из чёрного бархата, с красивыми украшениями – воротниками, платками, шикарными коронами. Очень богатые и почти все целые! Сейчас всё это мы положили в сундуки, хотя и этого нельзя, потому что нет места хранить старые костюмы. Но как жалко!

– А спектакли вам удаётся смотреть?

– Вообще я всегда за сценой, но когда идут генеральные репетиции и нет перемены во время действия, тогда мы идём в зал, чтобы хоть немножко посмотреть. Целиком из зала не видишь почти ничего.

– Не обидно?

– Ну что делать, такая работа. Когда мне нравится опера или балет, смотрю из кулис в портале. Я люблю классическую оперу и классический балет. «Князь Игорь», «Дон Кихот», «Щелкунчик» – на них зритель будет всегда. Современные спектакли, скажу честно, мне нравятся не все. Ну вот одноактный балет «Наяда и рыбак» друзьям советую, там у меня, кстати, интересная работа – на солистке прямо во время действия меняется платье, есть секретик, но раскрывать не буду, пусть для зрителей это останется сюрпризом.

Людмила Орлова считает свою профессию и ремеслом, и творчеством одновременно: «Ведь и пришить тоже надо так, чтобы было правильно, со вкусом. Вот разобрали пачку — её опять-таки собрать надо, чтобы был цветочек к цветочку». Фото: Алексей Кунилов

– На публику вы обращаете внимание – как меняется наряд зрителя?

– К нам сейчас, как правило, ходит довольно обыденно одетый зритель. Детей ведут в длинных красивых платьях, костюмах, а родители одеты попроще. Хотя я ещё помню, как в театр приходили в валенках – так, конечно, нельзя. У нас ведь люди не так часто ходят в театр, думаю, можно позволить себе прийти красивыми – показать себя.

«Балетные девчонки сначала делают причёски, затем грим — гримируются в основном сами, а уже потом надевают костюмы. В опере это зависит от того, какой костюм, как он одевается — через голову или снизу. Если парики длинные, либо высокие, приходится одеваться заранее», — рассказывает Людмила Орлова Фото: Павел Ворожцов

Готовится выходить на сцену Елена Кабанова — исполнительница роли Джульетты. Фото: Павел Ворожцов

  • Фото: Павел Ворожцов

    Людмила Андреевна говорит, что сейчас костюмы шьют тяжелее, чем раньше: «К примеру, «Пиковая дама» — вроде бы красиво, но для артиста испытание». Фото: Алексей Кунилов

    Вот так хранятся балетные пачки. Фото: Алексей Кунилов

    Костюмы из балета «Дон Кихот». Фото: Алексей Кунилов

    За некоторыми костюмами Людмиле Андреевне приходится подниматься по лесенке. Фото: Алексей Кунилов

    Подготовка балетной пачки. Фото: Алексей Кунилов

    Фото: Алексей Кунилов

    Людмила Андреевна за сценой, в перерыве между действиями. Фото: Павел Ворожцов

    Фото: Павел Ворожцов

    Фото: Павел Ворожцов

  • Опубликовано в №221 от 30.11.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector