Какие предметы изучают на философском факультете

Юрист

К категории многогранных и разнообразных относится профессия юрист. В ее амплитуду входят должности от преподавателя в среднем учебном заведении до следователя и прокурора. Адвокаты, судьи и консультанты также по праву называются юристами.

Четкость и точность мышления присущи людям, которые посвятили себя борьбе с преступностью и правонарушениями. Юристы имеют возможность работать во фрилансе, оказывая услуги удаленно или создавая контент для тематических сайтов.

Чтобы получить качественное образование, можно начать с юридического колледжа, а затем поступить в ВУЗ. Факультеты: юриспруденция, правоведение и правоохранительная деятельность открывают дорогу к профессиональному росту.

Молодые специалисты могут найти работу по специальности, но начиная с первых ступеней иерархии. Оплата за труд зависит от отрасли права и вида деятельности. Адвокаты имеют больше привилегий, также, как и нотариусы.

Философ и рынок труда

Философ может прекрасно состояться в любой профессии, даже не получая второго образования. Все зависит от человека. Это, кстати, тоже стереотип и тоже правдивый. Но состояться в другой профессии — это лишь один из возможных путей для человека, который получает философское образование. Есть люди, у которых доминирует эрос познания: они хотят постичь идею, совершить открытие. Именно эти люди останутся в профессии философа, будут исследователями и преподавателями. От них зависит облик профессии. Страсть к познанию как таковому — это и есть отличие людей науки. Философии, возможно, в особенности. Те молодые ребята, которые в себе это чувствуют, должны идти на философский факультет.

Сколько можно зарабатывать в лингвистических профессиях

Мы разобрались, кем можно работать со знанием лингвистики. А теперь давайте узнаем, сколько зарабатывают такие специалисты.

Заработная плата очень сильно зависит от нескольких параметров:

  • специализации: зарплата дипломатов российских посольств значительно превосходит заработок воспитателей;
  • региона страны: в Москве со старта предлагают больше, чем в маленьких городах России;
  • размера и статуса компании: международные частные корпорации готовы платить более высокие зарплаты, чем государственные институты.

Поэтому для успешной карьеры не только важно, как вы изучаете лингвистику в вузе, но и кем вы устраиваетесь работать после

Уровень зарплат профессий, связанных с лингвистикой

Мы разобрались, кем могут работать специалисты со знанием лингвистики и от чего может зависеть их заработок. А сколько конкретно они зарабатывают? Порядок цифр следующий:

  • от 5 000 до 15 000 — зарабатывают воспитатели в регионах;
  • от 15 000 до 60 000 — получают в среднем на востребованных специальностях по России;
  • от 25 000 до 80 000 — предлагают в частных компаниях Москвы.

Всегда можно заработать, преподавая иностранный в языковой школе

Теперь вы точно знаете, кем могут работать специалисты в области фундаментальной и прикладной лингвистики. А чтобы хорошо учиться и получать высокие оценки, обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты помогут написать курсовую или дипломную работу по любой теме, выполнив её в соответствии со всеми требованиями и точно в срок.

Чем занимаются философы? Зачем нужна философия?

Я бы сказал, что философия нужна для того, чтобы учиться ставить новые вопросы и самостоятельно отвечать на них, чтобы учиться видеть неочевидное в том, что кажется очевидным. Много тысяч лет людям, к примеру, казалось очевидным, что Солнце вращается вокруг Земли и никак иначе. Эмпирически доказано. А тут античные филсоофы пришли и такие: а что, если мы попробуем так? А если вот так? А если ещё по-другому? Может и не Земля вовсе в центре мира? И примечательно, что все эти вопросы не прошли напрасно — Коперник ссылается именно на античные пифагорейские математические модели в качестве обоснования возможности строить различные модели вселенной.

Иными словами, философия, как верно замечал советский философ Мераб Мамардашвили, начинается там, где Вы заканчиваете делать то, что Вы делаете, и начинаете спрашивать себя: зачем я это делаю? почему я это делаю именно так, а не другим способом? и т.д. Для кого-то это может показаться бесполезным отрывом от реальной работы, но, с другой стороны, сам уход в конкретную деятельность можно рассматривать как бегство от реальных проблем, от своей неспособности всерьез сталкиваться с более глубокими вопросами. А без такого столкновения никакой прогресс невозможен.

Проще говоря, философия создает интеллектуальную среду, позволяющую обществу рефлексировать по поводу самого себя, своих убеждений и т.д., нащупывать новые точки развития. Любой прогресс в той же науке начинается с появления новых философских идей. Посмотрите на теорию Дарвина, к примеру, — ей предшествовала эпоха немецкого идеализма, который вынес на первый план идею развития, прогресса, качественного, а не просто внешнего, механического (как у Ламарка, который плоть от плоти Просвещения), изменения в природе. Советской космической программе предшествовал целый ряд философов-мечтателей вроде Федорова и Циолковского. За экономическими успехами современного Китая лежит возвращение к конфуцианской этике и развитие современного китайского марксизма. Научным успехам США предшествовало в XIX веке рождение американского трансцендентализма и прагматизма.

Эти примеры я могу умножать до бесконечности, но проще задать другой вопрос — сколько Вы сможете назвать стран, в которых бурному и плодотворному развитию науки не предшествовало бы складывание и развитие философских традиций?

И это только половина истории. Вторая половина состоит в том, что философия критически важна для социального прогресса. Философские идеи в буквальном смысле меняют наше общество. Например, Просвещение принесло нам идеи естественного права (основа доктрины прав человека), общественного договора (государство наделяют полномочиями люди и только люди, нет никакой объективной власти государства — а следовательно, государство, нарушающее договор, нелегитимно и может быть демонтировано — а это основа для Французской революции, Американской революции и т.д.), разделения властей и т.д. В ХХ веке идеи Льва Толстова, в частности, о «непротивлении злу силою», вдохновляли Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга (The Guardian, например, пишет о том, что они считали Толстова «моральным героем») — а уж о том, как они изменили современный мир, я думаю, говорить не стоит.

Иными словами, быть может, философия за всё время своего существования так и не дала ни одного окончательного ответа на свои вопросы, зато постановка и дискуссия по этим вопросам, равно как и сама культура дискуссии, изменили наше общество к лучшему. И если Вы благодарны кому-то за отмену крепостного права, равноправие полов, развитие науки и т.д. и т.п., то благодарить за это надо, прежде всего, именно философию.

Ну и парочка статей в тему вопроса:

  • Как и где могут найти себя выпускники философских факультетов? (Российская газета, 2015)
  • Зачем изучать философию, если на ней не заработать? (Newtonew, 2017)

Где учиться на данную профессию

Закончить философский факультет можно в гуманитарных или любых других крупных высших учебных заведениях, так как этот профиль является классическим. Сегодня по этой направленности существует много различных специальностей и программ, помогающих студентам попробовать себя в профессиональной среде, предусмотрены практики и стажировки во время обучения. Образование осуществляется по программе бакалавриата (очная – 4 года, очно-заочная 5 лет), после окончания которого можно закончить магистратуру (2 года).

Москва

МГУ (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)

Философский факультет

Направления: Философия, Религиоведение, Культурология, Реклама и связи с общественностью, Политология

Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ, абитуриент должен сдать дополнительный письменный экзамен по обществознанию

Проходной балл: 328

ГАУГН (Государственный академический университет гуманитарных наук)

Факультет философии

Выпускающие кафедры: Философской и политической мысли Востока, Эпистемологии и логики, Философской компаративистики, Философии науки и техники, Истории философии, Метафизики и сравнительной теологии, Социальной философии

Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

Проходной балл (2015, очная): 219

РУДН (Российский университет дружбы народов)

Философский факультет

Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ

Проходной балл (2015, очная): 246

РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)

Философский факультет

Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

Проходной балл (2015, очная): 244

Санкт-Петербург

СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет)

Философский факультет

Направления: Религиоведение, Конфликтология, Прикладная этика, Культурология

Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

Проходной балл (2015, очная): 252

Поступить в философский университет можно и после получения первого высшего образования, что поможет структурировать мышление и обрести навык работы с информацией.

Как поступить на философский факультет

Поступление в вузы проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Нужно представить документы с баллами по истории, русскому языку, обществознанию. В некоторых вузах обязательным предметом при поступлении является иностранный язык.

В престижных вузах, где конкурс традиционно большой, нужно еще сдать дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по обществознанию. Конкретную информацию абитуриент всегда может найти на сайте вуза, в который он решил поступать.

Практически во всех вузах обучение начинается с программы бакалавриата, которая длится 4 года. Продолжить обучение можно в двухгодичной магистратуре, не обязательно в том же вузе. С дипломом магистра можно поступать в аспирантуру и готовить кандидатскую диссертацию по выбранной теме, согласованной с научным руководителем.

В каких сферах работают филологи?

Филологом можно стать, поступив на соответствующее отделение (филологический факультет) ВУЗа. После получения диплома молодые специалисты смогут осуществлять профессиональную деятельность в различных областях применения гуманитарных знаний:

  • Преподавание
  • Переводческая деятельность
  • Издательское дело
  • Научно-исследовательская сфера
  • Средства массовой информации
  • Область предпринимательства и бизнеса

Преподавание

Наиболее широко профессия филолога востребована в системе образования.

  • Родной язык и литература являются обязательными школьными предметами и входят в перечень дисциплин, подлежащих аттестации при окончании неполной и средней школы. В этом направлении подразумевается деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в средних, специальных и высших учебных заведениях.
  • Также основная занятость не исключает работу в качестве репетитора для дополнительной или углубленной подготовки студентов и школьников, консультаций по выполнению курсовых, дипломных и творческих работ, проведение онлайн-тренингов и семинаров.


Работа в качестве учителя родного языка

Переводы

Профессия переводчика является достаточно востребованной на современном рынке труда.

  • К сфере деятельности переводчика относится применение знаний иностранного языка для осуществления письменного или синхронного перевода.
  • Переводчики могут быть трудоустроены в постоянный штат компании, ведущей международную деятельность, или же работать в качестве приглашенных специалистов для помощи при проведении переговоров и оформлении документации.
  • Помимо традиционно актуальных английского, немецкого и французского языков, современные условия диктуют необходимость изучения китайского, японского, арабского.


Работа в области иностранных языков

Издательское дело

Издательская деятельность – это организация, выпуск и распространение различного рода печатной продукции. В данной области востребованы филологи-лингвисты, которые отвечают за выполнение следующих задач:

  • Написание авторских текстов.
  • Подготовка и редакция (корректура) материалов перед выходом в печать.
  • Выпуск печатной продукции.

Работа специалиста по написанию и редактированию текстов связана с определенными способностями – помимо безупречной грамотности важно обладать навыками художественного построения фраз и большой внимательностью. Работа в качестве копирайтера или редактора


Работа в качестве копирайтера или редактора

Наука

Филологи могут быть заняты в научной сфере – исследовании становления и развития языка, как предмета науки. Эта область деятельности тесно связана с другими научными направлениями – историей, литературой, социологией, политологией.

  • Слово, как единица языка, формируется под воздействием множества процессов и явлений, происходящих в окружающей нас действительности.
  • Изучение истории слова позволяет представить картину формирования отдельной личности и социума в целом, развития межличностных отношений в обществе, изменение мышления и поведенческих моделей.
  • Исследователь может также работать в области изучения определенного периода в литературе или произведений какого-либо автора.

Средства массовой информации

Филолог может реализовать себя в профессии в качестве журналиста. Причем это может быть печатное издание, радио, телевидение или интернет-ресурс.

Деятельность любого СМИ основана на поиске, редактировании и распространении информационных данных в словесной или текстовой форме.

Бизнес

  • Филолог может быть консультантом по корректной и грамотной постановке речи, а также составлению корреспонденции, что является необходимым условием успешного делового общения.
  • Филологи организуют и проводят различные семинары по обучению взаимодействия с аудиторией и искусству ведения переговоров.


Работа в качестве бизнес-консультанта

Перспективность профессии

Обучение на философском факультете дает фундаментальное образование. Что вы получите, кроме диплома? Выпускник умеет мыслить свободно, обретает критичность, нестандартный подход к привычным вещам, гибкий ум. Он способен принимать креативные решения. Все эти умения, навыки и качества высоко ценятся в любой сфере деятельности.

Следует отметить, что философы зачастую оказываются в лучшей ситуации, чем узкопрофильные специалисты. Ведь полученная в университете специальность со временем может попросту устареть или утратить прибыльность. Тем более сейчас наметилась тенденция к автоматизации. Грядет эра искусственного интеллекта. Многие профессии неизбежно уйдут в прошлое

А вот способность хорошо разбираться в современном мире, уметь определять вещи стратегической важности, быстро овладевать новыми знаниями останутся ценными в любое время и при любых условиях

Кто такой философ?

Во все времена людей разных культур занимали вопросы о правилах устройства их окружающего мира, смысле жизни, и так далее. Каждая эпоха рождала людей, которые пытались дать ответы на мучавшие общество вопросы. Первоначально ответы на такие вопросы давались на уровне сочинительства различных сказок, объясняющих то или иное явление природы, свойство человека и так далее. Конкретного автора у этих сказок не было. До нас они дошли лишь в виде легенд, мифов, сказаний, эпоса того или иного народа. Перечень народов, имеющих такого рода коллективное творчество будет огромен и не является целью данной статьи, поэтому приводить здесь его не имеет смысла.

Однако на определенном этапе общественного развития наступает такой момент, когда всем членам общества становится не нужно от рассвета до заката быть занятым добыванием пищи. Это происходит тогда, когда производится и добывается ресурсов больше чем потребляется. Начиная с этого момента, интеллектуально одаренные члены человеческого общества получают возможность и «общественное разрешение» не заниматься производительным трудом, а посвящать все свое время умственным занятиям. Тогда они начинают искать ответы на вопросы, мучающие их современников, если и не всех, то, по крайней мере, наиболее развитую их часть.

Первой страной, положившей начало философии, давшей возможность интеллектуально развитым людям не заботиться о хлебе насущном, а целиком посвятить себя умственному труду, была Греция. Оттуда вышла целая плеяда всемирно знаменитых в наше время философов. И там же родилось название ныне всеми признанной науки – «философия». Этот термин произошел в результате слияния двух греческих слов: 1) «филиа» — любовь, стремление, жажда, 2) «софиа» — мудрость. Таким образом, дословный перевод науки «философия» будет – «любовь к мудрости».

А философ, следовательно, есть тот кто занимается наукой «философия». Кто же он такой философ? Мне приходилось слышать крайне полярные точки зрения в диапазоне от «ученый» до «пустобрёх». Здесь мы дадим такой ответ – философ – это тот, кто пытается найти ответ на следующие группы вопросов, которые в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: 1) Познаваем ли мир? 2) Существует ли Бог? 3) Что такое истина? 4) Что такое хорошо? 5) Что первично: материя или сознание?, и другие вопросы.

Мы можем сделать вывод, глядя на эти вопросы, что в каком-то смысле мы все являемся философами, а многие из нас, находясь в состоянии алкогольного опьянения, частенько воспаряют в философские выси и «изрекают» различные умные мысли, превращаясь в это время в доморощенных Кантов, Гегелей, Сократов, Платонов и Ницше вместе взятых.

Известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев в одной лекции высказал мысль о сущности философии, как о систематизированном сомнении. Иными словами, это наука о том, как сомневаться. Кураев – уважаемый мною человек, поэтому я присоединяюсь к его точке зрения, прибавляя при этом слово «мудрец», и получаю ответ на вопрос о том, кто такой философ, это – сомневающийся мудрец.

Минусы

  • Огромные списки литературы. Поступая на филологический факультет, будьте готовы к тому, что в расписании появится несколько литератур. Не привычный школьный курс, включающий в себя литературу со всего света, а тройка различных дисциплин с новым временным промежутком каждые полгода. Это, конечно, едва ли можно назвать минусом, ведь лекции помогают познакомиться с новыми интересными именами, но списки литературы для каждого курса настолько огромны, что времени на внеклассное чтение просто не остаётся.
  • Основа образования – теория. Практическая составляющая сильна не во всех вузах, а многие преподаватели и по сей день считают, что дать знания можно, заставив студентов прочитать несколько книг, а не написать несколько текстов. На филфаке вы будете писать эссе, рефераты, курсовые работы – одним словом, научные тексты, но не те, что фактически пригодятся вам на работе. Можно, конечно, практиковаться самостоятельно, подрабатывая журналистом или копирайтером, но, при должном подходе к делу, это будет отвлекать вас от учёбы.
  • Карьерные трудности. Не сказать бы об этом минусе было бы крайне несправедливо. Как уже отмечалось выше, многие из тех, кто хорошо изучил структуру языка в университете, оказывается на позиции учителя, хотя изначально этого не планировал. Какие знания сможет дать человек, не желающий преподавать? Помимо этого, найти работу, требующую филологического образования, в мелком регионе, гораздо сложнее, чем в крупных городах. Зарплата при этом будет невысокая, а карьерный рост минимальным – так что если есть другие варианты, их всё-таки можно рассмотреть, чтобы не жить на голом энтузиазме. Всё, что даётся филологическим образованием, можно запросто изучить самостоятельно.
  • Необходимость дополнительного образования. Этот минус вытекает из предыдущего и знаком многим филологам, не обладающим практическими рабочими навыками: нужно всегда получать дополнительные квалификации. Профессиональное обладание иностранными языками, умение писать тексты – это навыки, полезные на любой должности и, тем не менее, ничего из себя в одиночку не представляющие. Дополнительные же квалификации требуют денежных затрат, чего многие попросту не могут себе позволить.
  • Неструктурированность знаний. На филфаке нередки случаи, когда преподаватели заявляют, что представленные ими знания неточны, или варьируются у разных исследователей. Яркий пример – наличие в русской фонетике целых двух школ транскрибирования, хотя, казалось бы, изучаемый язык один. Студенту необходимо держать это всё в голове, притом, что никто не обещает, что эти знания пригодятся, если только он не решит пойти по стопам прочих учёных-лингвистов. Ибо, в конце концов, все языки постоянно развиваются, не стоя на месте, и те знания, что даются вам в этом году, уже в следующем году могут стать неактуальными.

Преподавание философии в школах

В российских государственных школах философию пока не преподают. Есть факультативные курсы по истории философии в некоторых частных школах. Но выпускники-философы могут вести уроки по таким предметам, как «Основы религиозной культуры», «Основы светской этики», «Мировая художественная культура», а также разрабатывать и вести факультативы по гуманитарным предметам.

В процессе изучения философии школьники могли бы научиться грамотно вести дискуссии по различным вопросам, осмысленно подходить к решению проблем человеческого бытия

Это особенно важно в максимально автоматизированном мире 21-го в. Но, чтобы преподавание было качественным, нужно решить проблему учебников и подготовки (или переподготовки) преподавателей

Ведь учить школьников и студентов одинаково не только невозможно, но и бессмысленно.

Что изучает философия

Философия (в переводе с греческого этот термин означает любовь к мудрости) как наука изучает способы познания окружающего мира. О точном определении названия ученые спорят до сих пор.

Согласно классификации известного философа С.Л. Франка, философию можно разделить на теоретическую и практическую. Теоретическая философия включает науки о сущности познания и сущности бытия. Элементом практической философии является этика – наука о морали и нравственности.

Уже из такого разделения видно, что философия соприкасается со многими другими науками, в том числе прикладной направленности. Примерами таких наук являются социология – наука об обществе и процессах общественной жизни, а также футурология, которая занимается прогнозированием процессов в обществе на основе системного анализа.

Одним из разделов философии является логика – наука о законах правильного мышления. Приведенные примеры показывают значимость философии не только для науки, но и для жизни.

Так где и кем может работать филолог?

Учебные заведения и репетиторство

Классический вариант работы для филолога — преподавание. Школы и вузы нуждаются в грамотных специалистах, которые хорошо знают свой предмет и умеют преподносить знания другим. Также есть возможность устроиться на работу в частный учебный центр или работать репетитором (в таком случае нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель).

Научно-исследовательские институты

Филологи, у которых есть желание заниматься научными исследованиями, продолжают обучение в вузе (магистратура, аспирантура) и идут работать в научно-исследовательские институты.

К примеру, при Национальной академии наук Республики Беларусь действует Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы, который занимается научными исследованиями в областях искусствоведения, этнографии, этнологии, фольклористики, языка и литературы. При БГУ работает Республиканский институт китаеведения имени Конфуция. Выбор научно-исследовательского института будет зависеть от научных интересов филолога.

СМИ и рекламные агентства

Корректоры, редакторы, авторы статей и сценариев, ведущие на радио и телевидении — незаменимые специалисты в СМИ. И всем им необходимо владеть языком на высшем уровне. Куда именно пойти, зависит от способностей и амбиций филолога. Если больше нравится работа с текстом, не требующая постоянных контактов с людьми, тогда лучше устроиться в редакцию печатного издания. Получается красиво и интересно говорить — можно попробовать пробиться на радио и телевидение.

Чтобы работать в СМИ, не обязательно иметь в дипломе запись «журналист». Работодатели всё чаще оценивают умения соискателя.

Креативные и коммуникабельные специалисты в области языка уходят работать в сферу интернет-рекламы. Они пишут продающие тексты (автор, копирайтер, рерайтер), помогают продвигать сайты (SEO-специалист), создают контент для социальных сетей (контент-менеджер). Интернет-маркетинг развивается в геометрической прогрессии.

Ещё одна интересная специальность для филологов — спичрайтер. Это помощник высокопоставленного государственного, политического, общественного деятеля, который готовит для него тексты речей и выступлений

Книжные издательства

Грамотным и скрупулёзным филологам всегда рады в книжных издательствах. Там необходимо работать с огромными объёмами информации, поэтому без этих качеств никуда. Книжные издательства могут специализироваться на художественной, научной, учебной и другой литературе, поэтому выбор у филолога также есть. Владение иностранным языком открывает филологу путь в переводчики.

Писательство

С книжными издательствами и редакциями газет и журналов активно сотрудничают писатели. Издать свою книгу — дело непростое, но вполне реальное. А филологи, которые не только пишут стихи, но ещё и умеют петь, становятся талантливыми авторами песен и музыкантами.

Солистка группы IOWA Екатерина Иванчикова по профессии филолог и журналист, а окончила она БГПУ имени Максима Танка. Семён Слепаков получил образование на факультете французского языка Пятигорского государственного университета, а Oxxxymiron получил диплом Оксфорда по специальности «Средневековая английская литература»

Библиотеки и книжные магазины

Любовь к книгам приводит филологов на работу в библиотеки и книжные магазины. Но помимо тяги к чтению, безусловно, такие специалисты должны любить порядок и систематизацию. А ещё общение с посетителями.

Бюро переводов и работа переводчиком

Если филолог в совершенстве владеет иностранным языком, он может устроиться на работу в бюро переводов и помогать гражданам переводить официальные документы.

Музеи, туристические агентства

Красиво поставленная речь, хорошая память и любовь к истории — отличный набор качеств для экскурсовода или гида. Можно работать на постоянной экспозиции или посещать вместе с группой разные интересные места.

Как видишь, выпускники филологических факультетов востребованы не только в школе и вузе. Не загоняй себя в рамки стереотипов, а ищи, где реализовать свои профессиональные качества. Мы верим, что ты не пройдёшь мимо возможностей, которые перед тобой откроются!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Как преподавать философию

Какие тут могут быть варианты? Философию нужно преподавать так, как это в принятых рамках высшего образования делает каждый конкретный преподаватель философии, желательно не навязывая жесткую логику и свои представления другим. Может быть, не всем следует читать лекции, сидя в шезлонге, но, наверное, это эксцентрично и это подкупает.

В целом, преподавать надо интересно. Правда, когда мы это говорим, на самом деле мы не говорим ровным счетом ничего. Потому что человек, который читает лекцию, скорее всего, думает, что он читает ее интересно, но это не означает, что так думают студенты. Главная задача — попытаться рефлексивно относиться к своей работе и пробовать взглянуть на себя со стороны, глазами студентов. Причем делать это каждый год.

Надо пробовать понять, что студенты хотят от тебя услышать и в какой момент устают. Когда им тяжело — нужно делать паузу. Некоторые в эти паузы любят рассказать историю из жизни. Наверно, это хорошо. Главное, чтобы эти истории не стали доминировать, а то, бывает, в некоторых университетах материал лекции строится на историях из жизни преподавателя и разговоров о росте тарифов ЖКХ. Так, конечно, не нужно преподавать вообще ничего. В целом же интерес должен исходить со стороны аудитории, а не со стороны преподавателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector