Поиск

Содержание:

Факультеты и специальности

Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.

К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:

  • институты:
    • инженерный;
    • математики и механики им. Лобачевского;
    • экономики, управления и финансов;
    • физики;
    • фундаментальной медицины и биологии;
    • психологии и образования;
    • вычислительной математики и ИТ;
    • международных отношений, истории и востоковедения;
    • экологии и природопользования;
    • социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
    • геологии и нефтегазовых технологий;
    • институт филологии и межкультурных коммуникаций;
    • химический им. Бутлерова;
  • высшая школа информационных технологий и систем;
  • юридический факультет.

Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.

Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).

Высшее профессиональное образование (ВПО)

В перечень основных ступеней профессионального образования входит высшее образование. В вузы могут поступить не все выпускники школ. Дорога в эти учебные заведения открыта только лицам, имеющим среднее (полное) общее образование или среднее профобразование. В вузы также могут поступать те люди, которые уже имеют высшее образование и желают получить еще одну специальность, усилить в будущем свои конкурентные преимущества на рынке труда.

Данная ступень профессионального образования решает несколько очень важных задач. Каждый вуз:

  • удовлетворяет потребности людей в разностороннем развитии личности посредством получения образования;
  • обеспечивает общество квалифицированными специалистами, научно-педагогическими кадрами высшей квалификации;
  • развивает науку и искусство путем выполнения научных исследований и осуществления творческой деятельности;
  • работает в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников.

Какие пары бывают в колледже

Формат занятий в техникумах не отличается от учебного процесса в вузах. Студенты средних специальных учебных заведений также посещают лабораторные и практические, отвечают на семинарах и коллоквиумах.

Ни в вузах, ни в техникумах нет отдельного типа занятий для проведения контрольных работ. Преподаватели устраивают их на лекции или во время практических.

Подготовиться к семинару или коллоквиуму или выполнить лабораторную работу бывает непросто. Но всегда можно рассчитывать на помощь специалистов студенческого сервиса, которые на отлично справятся с любой учебной работой.

Изучение отзывов об институте

Не менее важно ознакомиться не только с официальной информацией о вузе, но и с отзывами об образовательной организации, размещенными на профильных форумах

Следует обратить внимание на следующие позиции

  • Изучение иностранных языков. Поинтересуйтесь, какие языки изучают в выбранном вузе, в частности, сколько времени уделяется английскому языку, как студенты отзываются о преподавателях.
  • Прохождение практики. Следует узнать, как институт организует практику, где она проходит, предусмотрена ли стажировка, в том числе международная.
  • Трудоустройство. Осведомитесь, в каких компаниях работают выпускники выбранного вами института, а также предусмотрен ли при нем центр трудоустройства.

Важно! Абитуриентов зачисляют в вузы по итогам 3–4 Госэкзаменов. Для каждой дисциплины установлены определенные ЕГЭ

Например, для поступления в ИМЭС на направление «Менеджмент» необходимо предоставить результаты испытаний по математике, русскому и иностранному языкам.

Виды учебных заведений:

• Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);
• Муниципальные;
• Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений (учебных заведений) типовые положения об образовательных учреждениях являются примерными.
Для получения государственного статуса учебному заведению необходимо пройти процедуру государственно аккредитации. В ходе, которой выявляется соответствие уровня и направленности реализуемых в учебном заведении образовательных программ государственным стандартам.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.

Факультеты и специальности

В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.

IT-вузы: университеты и институты информатики Специальности и направления подготовки
МГТУ им. Баумана

Информатика и ВТ:

вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
— интеллектуальные системы обработки информации и управления;
— системы автоматизированного проектирования и инфоподдержки.

Программная инженерия:

— разработка программно-информационных систем.

Прикладная математика и информатика:

— информационная аналитика;
— программно-технические средства информации;
— анализ, создание, преобразование программного кода.

ТГУ

Институт прикладной математики и компьютерных наук:

— прикладная математика;
— программная инженерия;
— фундаментальная/прикладная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— компьютерная безопасность.

Мехмат и радиофизический факультет:

— математика и компьютерные науки;

— фотоника и оптоинформатика.

КФУ Прикладная (инфосистемы в образовании) и фундаментальная (системный анализ) информатика и ИТ.
СПбПУ

Институт прикладной математики и механики:
— математика и компьютерные науки;
— инфобезопасность автоматизированных систем;
— информационно-аналитические системы безопасности.

Институт компьютерных наук и технологий:
— фундаментальная информатика и ИТ;
— матобеспечение и администрирование инфосистем;
— информатика и ВТ;
— инфосистемы и технологии;
— прикладная информатика;
— программная инженерия.

СПбНИУ ИТМО

Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления:

— КТ и системы;
— КТ в дизайне;
— нейротехнологии и программирование;
— системное и прикладное ПО;
— технологии защиты информации;
— цифровое производство;
— цифровые системы управления;
— робототехника.

Мегафакультет трансляционных ИТ:
— информатика и программирование;
— программирование и интернет-технологии;
— мобильные сетевые технологии;
— программирование в инфокоммуникационных системах;
— интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.

Институт международного развития и партнерства:
— управление технологическими инновациями;
— бизнес-информатика.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема – серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.

При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Очень важная ступень в профобразовании – это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель – повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.

Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.

Типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России

1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Отличие частных ВУЗов

Все негосударственные учебные заведения стараются максимально приблизить свои программы обучения к реалиям современного рынка труда. Если выпускник будет обладать всеми актуальными знаниями по профессии, то он без проблем найдет себе достойную работу в любой сфере. Для расширения кругозора студентов частные ВУЗы организуют различные семинары, которые проводят известные банкиры, юристы, руководители крупных компаний.

Если абитуриент в будущем планирует работать в бизнес-сообществе, то ему больше подходят негосударственные высшие учебные заведения. Их преимущество в передовых программах обучения. Они включают в себя только важные для профессии предметы и науки, которые преподаются заслуженными педагогами. Известные частные ВУЗы приглашают на работу доцентов и профессоров с международным опытом. Они передают свои знания и наблюдения студентам, чем способствуют серьезному профессиональному росту учащихся.

По уровню преподавательского состава можно судить о качестве образования и статусе негосударственного института или академии. Квалифицированный педагог не будет работать в сомнительном учебном заведении, чтобы портить себе репутацию. С точки зрения финансирования частные ВУЗы не столь стабильны, как государственные аналоги. Они напрямую зависят от инвесторов, которые в любой момент могут прекратить свои денежные вливания.

У негосударственных ВУЗов есть целый ряд недостатков:

  • студентам не дают отсрочки от армии;
  • редко речь идет об общежитии;
  • отсутствие бюджетных мест;
  • стипендии получает ограниченное количество лучших учащихся;
  • средний уровень оснащения компьютерной техникой.

Зато такие учебные заведения дают своим выпускникам гарантию трудоустройства в коммерческих структурах, с которыми у них подписаны определенные соглашения. Кроме того, во многих частных ВУЗах открыты укороченные курсы подготовки специалистов. Еще один плюс – возможность дистанционного обучения некоторым профессиям.

При выборе негосударственного ВУЗа важно проверить его действующую лицензию на обучение. Куда поступать?

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Откуда к нам пришло слово «университет»

Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.

Слово «университет» пришло к нам из латинского языка и имеет :

  1. Совокупность, целость.
  2. Вселенная.

Эти определения отлично описывают первые университеты, которые появились в Западной Европе. Ведь изначально это были не здания, а отдельные сообщества студентов и преподавателей, которые объединялись по определённому признаку: религиозному, языковому, национальному и так далее. Они создавали свою «вселенную», которая не подчинялась ни государству, ни местной церковной власти, а только Папе Римскому.

И сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов

В большей мере такие «университеты» напоминали гильдии мастеров или городские коммуны, чем современные образовательные учреждения.

Первые университеты в Европе образовывались на основе монастырских и других начальных школ и назывались «studium generale» — «всеобщая школа». Эти учебные заведения обладали правом выдавать учёные степени, которые признавались в других странах. Потом их стали называть «университетами», а прежнее название осталось в истории.

Классические модели университетов

Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.

Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:

  • модель университета Гумбольдта;
  • модель университета Ньюмена;
  • континентальная модель университетов;
  • модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».

Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж

Модель университета Гумбольдта

Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.

Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.

Модель университета Ньюмена

Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.

Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:

  • развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
  • делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
  • создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
  • предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.

Континентальная модель университетов

Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:

  • сильное участие государства в университетской жизни;
  • обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
  • отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
  • широкое академическое образование;
  • строгий учебный план, от которого нельзя отходить.

Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.

Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»

В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?

В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.

При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.

На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».

Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (государственный университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ`
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
8. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
11. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
15. Финансовый университет при Правительстве РФ
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
19. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
20. Российский университет дружбы народов
22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
23. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
24. Национальный исследовательский университет `МЭИ`
25. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
34. Московский государственный лингвистический университет
35. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
37. Московский государственный строительный университет
45. Московский педагогический государственный университет
48. Российский государственный гуманитарный университет
51. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
60. Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
61. Московский государственный технологический университет `СТАНКИН`
63. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
64. МИРЭА — Российский технологический университет
71. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
74. Московский государственный областной университет
75. Государственный университет управления
80. Московский городской педагогический университет
95. Российский новый университет

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой

Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Правило 3. Изучите понравившиеся вузы

Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.

Информацию для выбора вуза можно черпать:

В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.

Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».

Желаем удачи!

<<Форма с консультацией>>

Особенные российские вузы

Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский
государственный университет занимают особые места в структуре отечественного
образования. Их деятельность регулируется

.

Главные отличие МГУ и СПбГУ
от всех прочих вузов России:

  1. Для них не
    являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты
    (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным
    образовательным стандартам.
  2. Они вправе
    проводить свои вступительные испытания.
  3. Они самостоятельно
    утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации
    государственного образца.
  4. Диссертационные
    советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не
    нуждаются в утверждении.

К тому же МГУ и СПбГУ
могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.

Особенности медицинского образования

Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.

Послевузовское образование

В высших учебных заведениях предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования. Это ступень, на которой люди продолжают получать образование, имея диплом вуза. Послевузовское профессиональное образование направлено на подготовку кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, проведение научных исследований.

В системе послевузовского профобразования выделяют обучение в очной или заочной аспирантуре. Аспиранты подготавливают диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Существует несколько специализированных форм подготовки:

  • ассистентура-стажировка (система подготовки педагогических и творческих работников по творческо-исполнительским специальностям);
  • ординатура (система повышения квалификации врачей в медицинских высших учебных заведениях);
  • адъюнктура (так называется аспирантура в вузах Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС, органов по контролю за оборотом психотропных веществ и наркотических средств).

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector