Ирбитский мотоциклетный техникум

Послевоенное время

В общей сложности во время войны заводом было изготовлено и выпущено чуть меньше 10 тысяч экземпляров Урал М-72. В 1947 году руководство ИМЗ разработало план дальнейшего развития завода. Задача состояла в масштабной реконструкции производственных цехов, выходу на уровень 20 тысяч экземпляров техники год, что стало в 4 раза больше прежнего уровня. Началась стройка новых корпусов, территория завода постепенно расширялась. Находившийся в особенно бедственном положении инструментальный цех обзавелся собственным корпусом, в котором также разместился ремонтно-механический цех. К концу первой послевоенной пятилетки ИМЗ получил нужные площади под производственные цеха.

Уже в 1953 году мотоциклы стали собирать на экспорт. Кроме производства двухколесной техники для нужд армии и милиции, Урал собирали и вывозили в другие государства Восточной Европы. «Золотое время» завода пришлось на середину 70-х начало 80-х годов, когда технику отправляли во Францию, Испанию, Швецию, в Латинскую Америку – Колумбию, Аргентину и другие страны. Так продолжалось до 90-х годов, а после распада социалистического лагеря и СССР список государств, куда сбывался Урал, сильно сократился. Началось тяжелое время, и этот период пусть и не без потерь, но ИМЗ смог выстоять.

Кризис

Начиная с 90-х годов прошлого века завод несколько раз банкротился, постоянно сокращалось число рабочих и падал объем производства. Несколько раз менялось и название завода. Например, в 1992 году ИМЗ акционировался, сменив название на ОАО «Уралмото». Но все это не спасало от затянувшегося кризиса и верного падения в низ. Так в 1997 году в Ибрите выпустили столько же мотоциклов, сколько в разгар Второй мировой войны, когда технику собирали в очень непростых условиях – всего 4 тысячи экземпляров. Это привело к большой задолженности: мотоциклов продали на 67 миллионов рублей, а долг был в 5 раз больше. Пик кризиса пришелся на 2000 год. Завод в Ирбите окончательно обанкротился, из-за задолженности ИМЗ отключили свет и отопление, рабочие не смогли собрать ни одного мотоцикла.

В то время предприятие принадлежало акционеру Кахе Бендукидзе, разочаровавшись в покупке, он выставил ИМЗ на продажу. В покупке промышленного гиганта заинтересовались топ-менеджеры – Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин. В предприятии остались буквально 140 человек – специалисты в возрасте до 50 лет, некоторые из них стояли за станками десятилетиями, и даже в трудное время они не отказались от излюбленного дела – собирать мотоциклы. Новые владельцы только за 2003 год вложили в завод около 12 миллионов рублей в разработку инвестиционных программ и в строительство новых корпусов. Так уже спустя три года в Ирбите собрали 1755 экземпляров Урал. Новые владельцы хотели, чтобы отечественная техника могла конкурировать с импортной, в частности с американской. Поэтому основная ставка была сделана на высокое качество, эксклюзивность с целью дальнейшего экспорта.

Планы на будущее

Как было сказано в самом начале статьи, сегодня немногие заводы специализируются на производстве и выпуске тяжелых мотоциклов. В силу отсутствия на внутреннем рынке нужных комплектующих, или по причине их низкого качества, завод перешел на скупку западных комплектующих, доля которых в новом Урале составляет 30%. Практически на протяжении всей истории существования Урал воспринимался многими как транспорт для простых рабочих и сельских жителей. Сегодня мотоциклу предстоит стать чем-то на подобии Harley Davidson – двухколесный «железный конь» для успешных и состоятельных людей. Сейчас в ИМЗ собирают две принципиально новые модели – Ural Gear UP 2020 и Ural Сити 2020. Особую популярность мотоциклу в США и Канаде придали средства массовой информации, когда опубликовали фотографию Бреда Питта, управляющего Уралом с коляской, в которой сидел его сын.

Продажи Ural в тот год выросли примерно на 39%. В Голливуде техника полюбилась особенно: её использовали фильме «Призрачный гонщик  2», где Николас Кейдж рассекает на «Ямахе», а его противник управляет Уралом  «Соло». Раз в год Ural обновляют линейку моделей. Стоимость нового мотоцикла начинается с отметки 798 тысяч рублей. Безусловно, продажи Ирбитского завода несравнимы с продажами Harley Davidson, но мотоциклы с колясками находят своих покупателей. В той же Америке Ural воспринимают как нечто винтажное и эксклюзивное. Ведь за этим мотоциклом тянется особая история, он легендарен и по-особому привлекателен.

A worker screws in the handlebar brackets on a Ural motorcycle frame at the IMZ-Ural Motorcycles production plant in Irbit, Russia, on Thursday, Dec. 11, 2015. Ural Motorcycles are Soviet-style sidecar motorbikes that have been made in Siberia since World War II. Photographer: Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Workers assemble a painted motorcycle sidecar at the IMZ-Ural Motorcycles production plant in Irbit, Russia, on Thursday, Dec. 11, 2015. Ural Motorcycles are Soviet-style sidecar motorbikes that have been made in Siberia since World War II. Photographer: Andrey Rudakov/Bloomberg

A worker performs a quality control check on a Ural motorcycle at the IMZ-Ural Motorcycles production plant in Irbit, Russia, on Thursday, Dec. 11, 2015. Ural Motorcycles are Soviet-style sidecar motorbikes that have been made in Siberia since World War II. Photographer: Andrey Rudakov/Bloomberg

Сборка мотоциклов на ИМЗ

Замер показателей на мотоцикле Урал

BMW R-71

BMW R-71

Ural Сити 2020

Ural Ретро (уже не выпускается)

Ural Sportsman Camp Wandawega Edition

История Ирбитского государственного музея мотоциклов

Хотя датой официального открытия данного музея считается 25 июня 2004 года, его история тесно связана с историей появления в Ирбите мотозавода, ведь именно его коллекция мотоциклетной техники, собранная за 60 лет, сделала возможным создание музея.

Начало Великой Отечественной войны обусловило необходимость эвакуации из Москвы многих производств, в числе которых был и столичный мотозавод. Для его переноса был выбран уральский город Ирбит. 17 ноября 1941 года на вокзал города прибыл первый эшелон, на крыше одного из вагонов располагался трофейный мотоцикл BMW R-71 1940-го года выпуска, послуживший прототипом первого советского тяжелого военного мотоцикла. С этого же времени на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) начала формироваться уникальная коллекция этих транспортных средств. Ее экземплярами были технические разработки российского и иностранного производства, которые служили материалом для исследований и творчества для сотрудников завода — конструкторов, инженеров, испытателей.

В начале 2000-х годов по инициативе Александра Ильича Буланова, будущего директора Музея мотоциклов, при поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя, администрация города выкупила коллекцию у Ирбитского мотозавода с целью сохранить ее в городе.

В 2003 году было подписано постановление главы города, о создании муниципального учреждения культуры «Ирбитский музей мотоциклов», а еще через год состоялось его открытие. В 2006 году на основании нескольких указов и постановлений музей мотоциклов в Ирбите приобрел статус государственного.

Tatiana Dudarenko

Коллекция

На сегодняшний день в коллекции музея представлено более 120 транспортных единиц, среди которых не только мотоциклы российского и мирового производства (в том числе модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии), но и оригинальные автомобили и вездеходы, произведенные на Ирбитском мотоциклетном заводе. Дополняют транспортную технику 48 двигателей внутреннего сгорания, большая часть которых — это экспериментальные двигатели, изготовленные на ИМЗ. Музейный фонд уникален и отражает основные тенденции развития отечественного и мирового мотоциклостроения.

Площадь экспозиции музея составляет 265 кв.м и вмещает в себя лишь треть мотоциклетной коллекции. Все экспонаты перед выставлением были подвергнуты тщательной проверке касательно их подлинности, точных технических характеристик, дат изготовления и других данных. Экспозиция состоит из семи разделов:

  1. Становление Ирбитского мотоциклетного завода;
  2. Серийные модели ИМЗ;
  3. Экспериментальные модели ИМЗ;
  4. Модели иностранного производства (в этом разделе представлены мотоциклетные фирмы: Royal Enfield, Vinsent H.R.D., Triumph, Honda, Harley Davidson, Yamaha, Gillera, Ducati, BMW, HSU, Zundapp, Norton, AJS, BSA, Ariel);
  5. Байкерский раздел (посвящен жизни байкеров России, их встречам и творчеству);
  6. Ирбитчане — рекордсмены Гиннесса (сведения о об установлении ирбитчанами на мотоциклах «Урал» рекордов Гиннесса);
  7. Мотоспорт в Ирбите.

При подготовке экспозиции Музея мотоциклов большое внимание было уделено оптимальному представлению каждого предмета: его расположению, достаточному многоплановому освещению, информативному сопровождению. Ирбитский музей на регулярной основе организует выездные выставки мототехники на открытых площадках

Ирбитский музей на регулярной основе организует выездные выставки мототехники на открытых площадках.

Tatiana Dudarenko

История создания ИМЗ и мотоцикла Урал

Еще в 30-х годах прошлого столетия на совещании Народного комиссариата обороны СССР был остро поставлен вопрос по выбору модели для Вооруженных Сил. Армия нуждалась в тяжелом мотоцикле с коляской. На выбор было предложено несколько экземпляров техники, в том числе и зарубежной. За основу будущей разработки решили взять детище немецкого концерна – BMW R-71. Было принято решение приобрести пять экземпляров модели в Швеции с целью безопасности и сохранения секретности.

Два экземпляра техники передали ММЗ (Московскому мотоциклетному заводу, который создали на базе велосипедного), один отдали технологам, чтобы те разобрали химический состав деталей. Советские специалисты изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления деталей, после чего было создано конструкторское бюро по тяжелому машиностроению.

Так появился мотоцикл Урал М-72, серийное производство которого запустили в 1941 году. В связи с тяжелой обстановкой на фронте, ММЗ были вынуждены эвакуировать в город Ирбит. В дальнейшем завод, разместившийся на территории пивоваренного завода, стал именоваться Ирбитским мотоциклетным. Руководителем завода на новом месте стал Федор Ломанов, а технической стороной производства управлял главный конструктор Сердюков. Собирали мотоциклы в тяжелых условиях: некоторые цеха вынуждены были разместить на Ирбитском автоприцепном заводе, что в трех километрах от основной производственной территории.

Отсюда возникали определенные проблемы со скоростью изготовления и качеством сборки. Был месяц, когда представители военного ведомства не приняли ни одного мотоцикла. Однако с течением времени трудности постепенно решались. Кроме того, его смогли модернизировать и уже во время войны улучшить: поставили двухдисковое сцепление, двухопорную ось колеса коляски, усиленные колесные спицы. Был изготовлен также легкий полугусеничный тягач с мотоциклетной передней вилкой и опытным верхнеклапанным оппозитным двигателем.

Цены

Входной билет в Ирбитский государственный музей мотоциклов стоит:

  • для взрослых посетителей — 200 рублей;
  • для учащихся, пенсионеров — 100 рублей;
  • посещение музейного фонда техники (льготы не распространяются) — 200 рублей.

Экскурсионное обслуживание для группы численностью до 15 человек стоит 300 рублей (при большем количестве человек группа обслуживается при дополнительной оплате).

Возможно посещение музея в его нерабочее время, однако этот момент согласовывается предварительно с администрацией, а стоимость за услуги удваивается (при этом минимальная цена одного посещения составляет 3000 рублей).

В музее мотоциклов взимается плата за проведение фото- и видеосъемки:

  • любительская: 100 рублей за 1 устройство для фотосъемки, 200 рублей за 1 устройство для видеосъемки;
  • для использования в СМИ, рекламе и интернете (проводится с разрешения директора музея): от 500 до 10000 рублей — фотосъемка, от 5000 до 20000 рублей — видеосъемка.

Tatiana Dudarenko

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector