Дирижеры

Самопожертвование

Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Впрочем, подобная ситуация идет на пользу искусству.

Наиболее известные дирижеры связаны контрактами с определенными музыкальными коллективами, и это дает им возможность достичь высокого уровня исполнения музыкальных произведений. При этом необходимо всеобщее взаимопонимание, которое впоследствии послужит залогом успешной концертной деятельности.

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

Записи

Чикагский симфонический оркестр собрал обширную дискографию. Записи CSO получили 63 премии Грэмми Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук . К ним относятся несколько наград «Классический альбом года», награды за лучшее классическое исполнение в категориях вокал-солист, хоровое, инструментальное, инженерное и оркестровое исполнение.

1 мая 1916 года Фредерик Сток и оркестр записали Свадебный марш из музыки Феликса Мендельсона к «Сон в летнюю ночь» для Columbia Records . Сток и CSO сделали множество записей для Columbia и Victor Talking Machine Company / RCA Victor . Первые электрические записи Чикагского симфонического оркестра были сделаны для Виктора в декабре 1925 года, включая исполнение увертюры Карла Голдмарка « Весной» . Эти ранние электрические записи были сделаны в студии Виктора в Чикаго; через пару лет Виктор начал записывать CSO в Orchestra Hall. Сток продолжал записываться для Columbia и RCA Victor до своей смерти в 1942 году.

В 1951 году Рафаэль Кубелик сделал первые современные высококачественные записи с оркестром в Оркестровом зале для Меркьюри . Как и самые первые электрические записи, эти выступления были сделаны с использованием одного микрофона. Philips переиздал эти исполнения на компакт-диске с оригинальной этикеткой Mercury и примечаниями на обложке.

Сэр Георг Шолти

В марте 1954 года Фриц Райнер сделал первые стереофонические записи с CSO, снова в Оркестровом зале, для RCA Victor, включая исполнение двух симфонических стихов Рихарда Штрауса : Ein Heldenleben и Также sprach Zarathustra . Райнер и оркестр продолжали записывать для RCA Victor до 1963 года. В основном они были записаны в трехканальном процессе RCA Victor «Living Stereo». RCA ремастерировала записи в цифровом виде и выпустила их на CD и SACD. Джин Мартинон также записывалась с CSO для RCA Victor в течение 1960-х, продюсируя выступления, которые были переизданы на компакт-дисках.

Сэр Георг Шолти записывался с CSO в первую очередь для Decca Records . Эти записи Solti были выпущены в США на лондонском лейбле и включают высоко оцененную серию Малера , частично записанную в историческом храме в Медине — некоторые части были записаны в Центре Краннерта в Университете Иллинойса (Урбана, Иллинойс), а также в Sofiensaal в Вене , Австрия . Многие записи с Даниэлем Баренбоймом были выпущены на Teldec .

В 2007 году Чикагский симфонический оркестр основал собственный лейбл CSO Resound . После достижения соглашения с музыкантами оркестра были приняты меры для выпуска новых записей в цифровом виде в онлайн-магазинах и на компакт-дисках. Весной 2007 года был выпущен первый компакт-диск CSO Resound с записью исполнения Хайтинком Третьей симфонии Малера. Следующие выпуски включали Седьмую симфонию Брукнера, Шестую симфонию Малера и Четвертую симфонию Шостаковича (лауреат Грэмми), дирижировавшие Хайтинком; Пятая симфония Шостаковича под управлением Мён-Вун Чонга ; «Традиции и трансформации: звуки Шелкового пути в Чикаго» с творческим консультантом Оркестра Джадсоном и Джойс Грин Йо-Йо Ма (обладатель Грэмми); и записи Реквиема Верди (обладателя Грэмми) и Отелло под управлением Мути.

Чикагский симфонический оркестр и хор записали музыку для двух фильмов: « Фантазия 2000» под управлением Джеймса Левина и « Линкольн» (фильм 2012 года) под управлением Джона Уильямса. Выдержки из оркестра и записи хором Московского о Иоганна Себастьяна Баха «s Страстей по Матфею , проведенного сэр Георг Шолти, были использованы в фильме казино .

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2021 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Оркестр

Титул «музыкальный руководитель» или «музыкальный руководитель» используется многими симфоническими оркестрами для обозначения главного дирижера и художественного руководителя оркестра. Термин «музыкальный руководитель» наиболее распространен для оркестров в Соединенных Штатах. В европейских оркестрах более распространены звания «главный дирижер» или «главный дирижер», которые обозначают дирижера, который руководит большинством концертов данного оркестра за сезон. В музыкальном театре и опере музыкальный руководитель отвечает за общее музыкальное исполнение, в том числе за то, чтобы актеры досконально знали музыку, контролировали музыкальную интерпретацию исполнителей и пит-оркестра, а также дирижировали оркестром.

В 20-м веке титул и положение обычно давали почти неограниченное влияние на дела конкретного оркестра. Как следует из названия, музыкальный руководитель не только проводит концерты, но также контролирует, какую музыку оркестр будет исполнять или записывать, и имеет большие полномочия в отношении найма, увольнения и других кадровых решений над музыкантами оркестра. Такое авторитарное правление, которое когда-то ожидалось и даже считалось необходимым для правильного функционирования симфонического ансамбля, несколько ослабло в последние десятилетия 20-го века с появлением и поощрением большего разделения власти и стилей совместного управления (с самими музыкантами оркестра, административный персонал и волонтерский совет директоров). Музыкальный руководитель на американском жаргоне также помогает в сборе средств, а также является основным направлением рекламы оркестра, как то, что часто называют его «публичным лицом».

Термин «музыкальный руководитель» или «музыкальный руководитель» стал распространенным в Соединенных Штатах в середине 20-го века после эволюции названий. Ранние руководители оркестров были просто обозначены как «дирижеры». В 1920-х и 1930-х годах термин музыкальный руководитель начал использоваться, чтобы обозначить тот факт, что человек на этой должности делал гораздо больше, чем просто дирижировать, и отличить их от приглашенных дирижеров, которые просто вели одну конкретную программу или концерт. . Джордж Сзелл , например, был назначен «музыкальным руководителем» Кливлендского оркестра в 1946 году, и его должность оставалась таковой до самой его смерти в 1970 году. Его преемнику, Лорину Маазелю , было присвоено звание «музыкальный руководитель». Другие крупные американские оркестры не отставали от времени и начали использовать более простой термин в 1950-х и 1960-х годах.

Этот термин также может относиться к человеку, который руководит школьным оркестром или руководит музыкальной программой.

Карлос Клайбер

Родился: 3 июля 1930 г.

Умер: 13 июля 2004 г.

Настоящая легенда в мире музыки. У него небольшой репертуар, он редко вставал за пульт и не общался со зрителями и журналистами, но каждое его выступление — это настоящее шоу и урок потрясающей дирижерской техники.

Дебют Карлоса состоялся в 1954 году в Потсдаме. В 1973 году дирижер выступил с оперой Вагнера «Тристан и Изольда», именно это выступление считают одним из лучших в карьере дирижера.

Карлос выступал редко, но каждый его концерт был настоящей феерией. Все критики и зрители приходили к единодушному мнению и признавали несомненный талант музыканта. Но даже несмотря на признание общества, Карлос был очень требователен к себе и до последнего дня называл себя дилетантом, не прекращая работу над собой. Дирижер отказывался от многих предложений из-за загруженного графика или личных эмоций. Дело в том, что некоторые оперы он ощущал не так тонко, чтобы взять на себя ответственность руководить оркестром.

От того, как дирижер управляет оркестром зависит все выступление. Клайбер выделялся своей жестикуляцией, которая стала его визитной карточкой. Дирижер очень умело доносил до публики все то, что хотел сказать композитор. Немецкая выдержка и самообладание ярко контрастировали с природной скромностью и сдержанностью Клайбера. Великий дирижер скончался в 2004 году в Словении в возрасте 74 лет.

Посмотрите, как Карлос Клайбер репетирует и дирижирует увертюрой к оперетте «Летучая Мышь» Штрауса:

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Музыкальные руководители, дирижеры

Музыкальные директора

  • 1891–1905 Теодор Томас
  • 1905–1942 Фредерик Сток
  • 1943–1947 Дезире Дефау
  • 1947–1948 Артур Родзинский
  • 1950–1953 Рафаэль Кубелик
  • 1953–1962 Фриц Райнер (1962–1963, музыкальный консультант)
  • 1963–1968 Жан Мартинон
  • 1968–1969 Ирвин Хоффман (исполняющий обязанности музыкального руководителя)
  • 1969–1991 Сэр Георг Шолти
  • 1991–2006 Даниэль Баренбойм
  • 2010–2022 Риккардо Мути

Титулованные дирижеры

  • 1969–1972 Карло Мария Джулини — главный приглашенный дирижер
  • 1982–1985 Клаудио Аббадо — главный приглашенный дирижер
  • 1991–1997 Сэр Георг Шолти — музыкальный руководитель, лауреат
  • 1995–2006 Пьер Булез — главный приглашенный дирижер
  • 2006–2016 Пьер Булез — Заслуженный дирижер Хелен Регенштейн
  • 2006–2010 Бернар Хайтинк — главный дирижер
  • 1987–1990 Джон Корильяно
  • 1990–1997 Шуламит Ран
  • 1997–2006 Огаста Рид Томас
  • 2006–2010 Освальдо Голиев
  • 2006–2010 Марк-Энтони Тернейдж
  • 2010–2015 Анна Клайн
  • 2010–2015 Мейсон Бейтс
  • 2015–2018 Елизавета Огонек
  • 2015–2018 Сэмюэл Адамс
  • 2018–2021 Мисси Маццоли
  • 2021-настоящее время Джесси Монтгомери

Ассистент / младший дирижер

  • Артур Мис — помощник 1896–1898 гг.
  • Фредерик Сток — помощник 1899–1905 гг.
  • Эрик ДеЛамартер — помощник 1918–1933, помощник 1933–1936
  • Ханс Ланге — юрист 1936–1943, дирижер 1943–1946
  • Тауно Ханникайнен — ассистент 1947–1949, юрист 1949–1950
  • Джордж Шик — ассистент 1950–1952 гг., Младший сотрудник 1952–1956 гг.
  • Уолтер Хендл — юрист 1958–1964
  • Ирвин Хоффман — ассистент 1964–1965, младший член 1965–1968, дирижер 1969–1970
  • Генри Мэйзер — юрист 1970–1986 гг.
  • Кеннет Джин — юрист 1986–1993 гг.
  • Майкл Морган — ассистент 1986–1993 гг.
  • Ярон Трауб — ассистент в 1995–1998 гг., Юрист 1998–1999 гг.
  • Уильям Эддинс — ассистент 1995–1998 гг., Младший сотрудник 1998–1999 гг., Резидент 1999–2004 гг.

Фестиваль Равинии

  • 1959–1963 Вальтер Хендл — художественный руководитель
  • 1964–1968 Сэйдзи Одзава — музыкальный руководитель
  • 1969 Сэйдзи Одзава — главный дирижер
  • 1970–1972 Иштван Кертес — главный дирижер
  • 1973–1993 Джеймс Левин — музыкальный руководитель
  • 1995–2003 Кристоф Эшенбах — музыкальный руководитель
  • 2005–2015 Джеймс Конлон — музыкальный руководитель
  • 2018–2019 Марин Олсоп — художественный куратор
  • 2020 – настоящее время Марин Олсоп — главный дирижер и куратор

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

Валерий Гергиев (1953 г. р.)

Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.

Вскоре после этого харизматичный молодой человек дебютировал в историческом Кировском (ныне Мариинском) театре в Ленинграде (Санкт-Петербург). Гергиев руководил интеллектуальной постановкой оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в качестве помощника главного дирижера труппы. В последующие пять лет советский музыкант продвигался все дальше и дальше по пути установления высоких стандартов дирижирования. В 1988 году его окончательно назначили главным дирижером Кировского театра, ставшего для Гергиева настоящим домом. Под его руководством легендарный зал стал одним из первоклассных оперных театров мира.

В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра. 

Современность

Инструменты дирижёра — партитура и палочка

Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.

Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.

Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».

Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929)

Николауса Арнокура по прову можно назвать одной из ключевых персон музыкальной жизни Европы и всего мира. Этот великий дирижер является потомком одного из самых родовитых европейских аристократических фамилий.

Рыцари-крестоносцы и поэты, политики из рода Арнонкуров оказали значительное влияние на течение европейской истории, начиная с XIV века.

Арнонкур привык смотреть на свое искусство глобально. В число его самых значительных проектов, воплощенных им в сотрудничестве с известнейшими оркестрами мира, можно отнести цикл симфоний Бетховена, опер Монтеверди, кантат Баха.

Кроме того, Арнонкур является оригинальным интерпретатором Верди и Яначека.

Особенности профессии

Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:

  • правильную трактовку музыкальной композиции;
  • стройность звучания;
  • громкость звучания тех или иных музыкальных инструментов;
  • качество работы всего коллектива и каждого отдельно взятого музыканта;
  • формирование репертуара;
  • составление графика репетиций и его соблюдение;
  • распределение партий, оценку потенциала исполнителей;
  • кадровые перестановки;
  • контроль творческой дисциплины.

Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Александр Ведерников (1964-2020)

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector