Создание тренинга — цикл колба

Содержание:

Схема Колба на практике

Наработки Колба позволили создать условную модель идеального урока, где материал изучается в полном соответствии с четырехэтапной схемой. Он выглядит так:

1. Мотивация и объявление новой темы — 10% времени от общей длительности урока. Задача — заинтересовать учеников новым материалом, объяснить, чем он может быть им полезен.

2. Повторение пройденного материала — 20% времени. Позволяет выстроить изученный материал в логическую схему, а не оставить его в виде несвязанных фактов. 

3. Изучение нового материала — 50% времени. Основная часть урока, где ученики получают новые знания.

4. Оценивание — 10% времени. Позволяет проверить, понимают ли учащиеся тему.

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10% времени. Здесь задача преподавателя — не только собрать отзывы об уроке, но и замотивировать на дальнейшее самостоятельное изучение темы. 

Мотивация у представителей четырех стилей обучения разная.

Теоретиков интересует, в какие глубины они могут уйти, чтобы еще лучше понять тему. Практики думают, как это поможет им эффективно решать задачи в дальнейшем. Мыслители ищут спорные моменты в этой теме, мнение разных сторон, а активисты решают, куда пойти и что сделать сегодня, чтобы узнать больше. 

Стиль обучения по Колбу

Как описано выше, Колб разрабатывает классификацию стилей обучения в соответствии с предпочтениями студентов при обработке и усвоении представленной им информации.

1. Активные или расходящиеся студенты

Отличительные характеристики активных или расходящихся студентов включают участие и полное обязательство и без какого-либо ущерба. Эти люди должны максимально использовать момент и имеют тенденцию баловаться событиями.

Они с энтузиазмом относятся к любому виду новой деятельности на что они доставлены полностью. Однако им, как правило, легко наскучить, поэтому в тот момент, когда они теряют интерес к одному, они начинают с другого..

Другим моментом, который определяет этих людей, является то, что они склонны действовать, прежде чем думать о последствиях.

Они учатся лучше, когда

  • Когда деятельность создает проблему.
  • Они предлагают короткие и краткие мероприятия.
  • Когда они взволнованы деятельностью.

Они учатся хуже, когда

  • Когда они являются долгосрочной деятельностью.
  • Они играют пассивную роль в деятельности.
  • Они должны усваивать, анализировать и интерпретировать данные.
  • Они должны работать в одиночку.

2. Отражающие ученики или ассимиляторы

Эти студенты характеризуются наблюдать за событиями и рассматривать информацию с разных точек зрения. Его специальность — собирать информацию и тщательно ее изучать, прежде чем выдвигать свою гипотезу..

Их способ работы заставляет их быть осторожными со своими выводами, анализировать все последствия своих действий перед их выполнением

Они всегда наблюдают, присутствуют и обращают внимание на все детали, прежде чем делать какой-либо вклад

Они учатся лучше, когда

  • Когда они могут внимательно наблюдать за информацией, которая их окружает.
  • Когда им предлагают время для анализа и размышления, прежде чем действовать.
  • Когда они могут остаться незамеченными.

Учиться хуже, когда

  • Они вынуждены иметь известность или быть в центре внимания.
  • Когда им не дают достаточно времени для выполнения задачи.
  • Когда они вынуждены действовать, не задумываясь перед.

3. Теоретические или конвергентные студенты

Этот третий тип студентов стремится приспособить и интегрировать информацию, превращая ее в сложные теории и с твердой фундаментальной логикой. Его мышление организовано последовательно, пройдя ряд шагов, прежде чем делать какие-либо выводы.

Они должны изучить и обобщить всю информацию, и они ценят логику и разум превыше всего, поэтому они чувствуют себя дезориентированными перед действиями, которые не имеют очевидной логики и субъективных суждений..

Они учатся лучше, когда

  • Они представляют объективные модели, теории и системы.
  • Когда деятельность является проблемой.
  • Когда они могут расследовать и отслеживать информацию.

Они учатся хуже, когда

  • Они представлены с неточной, запутанной или неопределенной деятельностью.
  • Очень субъективные или эмоциональные действия.
  • Когда они должны работать без теоретической системы отсчета.

4. Прагматичные студенты или помощники

Прагматичные студенты они чувствуют себя комфортно, применяя новые знания на практике, теории и методы, которые они изучают. Им не нравится обсуждать эти теории или постоянно отражать представленную им информацию..

Короче говоря, они — практичные, реалистичные люди, с большими способностями решать проблемы и всегда ищущие лучший способ сделать что-то..

Они учатся лучше, когда

Им предлагают виды деятельности, в которых они могут связать теории с практическими ситуациями.. Когда они могут наблюдать, как осуществляется деятельность. Когда они могут применить на практике то, чему они должны научиться.

Они учатся хуже, когда

  • Когда представлены абстрактные действия которые не относятся к реальности.
  • Когда деятельность не имеет установленной цели.
  • Когда они не могут связать информацию с практическими ситуациями.

Обучение цикл Колба

Данная модель подходит любому человеку. Вы спросите, почему «цикл Колба обучение» адресует взрослым? Очень просто, у обучающего уже имеется:

  1. Опыт из жизни, который поможет при обучении
  2. Желание учиться, чтобы достичь желаемой цели
  3. Осознанное обучение

Значит, от такого обучения можно ждать максимальной результативности.

Цикл обучения Колба рассчитан на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В идеи модели обучения заложен принцип перемещения по кругу, проходя все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания через какой- то этап.

  1. Жизненный опыт;
  2. Рефлексия и постоянное наблюдение;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

Тренинг обучения построен по принципу «вложенности» для конкретной группы участников. Вначале выявляются их проблемы, затем изучение предоставленного материала внутри блока, как дополнительные вложения цикла Колба.

Рассмотрим модель Колба подробно:

1. Жизненный опыт. Имея определенный опыт, человек стремиться улучшить способности. Возможно, он, знает, к какому результату он приходит. Первый этап тренинга – мотивация, используются кейсы на выявления проблем участников: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их навыков или опыта. Тратится 10% учебного времени на: концентрацию внимания на новой теме, освещение необходимости и пользы от данного материала. Этап эффективно влияет на усвоение этого материала.

Пример: На тренинге «по продажам» после определенных упражнений тренер может указать на отсутствие определенного навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное наблюдение. Готовит слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся знаний и опыта, формируя его логическую структуру навыков и методов. Второй этап тренинга занимает 20% учебного процесса.

3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% времени рассчитано обучение: получение новых методик, знаний, навыков, необходимых для выполнения задач. Идеи генерируется, взаимосвязи выстраиваются между новой информацией и имеющимися навыками.

Очень хорошая китайская поговорка: «Когда я слышу, я могу забыть; когда я вижу, я могу запомнить; когда я делаю, я сразу понимаю!».

4. Выводы эксперимента. Последнему этапу отводится 20% учебного времени, проверка усвоения нового материала созданной концепции, модели. Оценивание полученных знаний, может быть: самостоятельное — каждый себе, тренером или всей командой обучающих. Оценка должна быть справедливой, наглядной. Присутствовать должна обратная связь, в которой отмечают положительные стороны обучения и замечания к тренеру. Он в свою очередь рекомендует продолжать самостоятельное изучение выбранной темы.

Проходя 4-е этапа обучения, круг модели Колба замыкается.

Цикл обучения Колба — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение способа обучения были выделены четыре вида обучающихся английскими исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от цикла Колба: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

Только тренер с высокой квалификации способен выделить их разновидность по реакции участников в процессе прохождения макро и микро- циклов Колба.

Источниками эффективности обучения является активный метод и фактор, связанный с циклом Колба – разновидность обучающих, которых разделяют личностный дефицитный ресурс, объединяют их в группу тренинга.

Пример: деятель компенсирует энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает работу аналитика; экспериментатор придает практическую направленность концептуалиста.

Модель Колба учитывается в макро-дизайне и микро-дизайне при создании тренинга высокого качества. А так же квалификация тренера, способного применить синергизм и разновидность этих типов в превосходной форме.

Шведский специалист Класа Мелландера предоставил свою версию, основываясь моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и восприимчивость человека;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • Процесс обработки – преобразование информации в опыт и понимание;
  • Дальнейшее применение – подходы из знаний, навыки в дело;
  • Обратная связь – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл обучения Колба — суммированный процесс имеющегося и приобретенного опыта с дальнейшим обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным действием.

Обучение Колба цикл

Данная модель подходит любому спросите. Вы человеку, почему «цикл Колба обучение» взрослым? адресует Очень просто, у обучающего уже Опыт:

  1. имеется из жизни, который поможет при Желание
  2. обучении учиться, чтобы достичь желаемой Осознанное
  3. цели обучение

Значит, от такого обучения ждать можно максимальной результативности.

Цикл обучения рассчитан Колба на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В модели идеи обучения заложен принцип перемещения по проходя, кругу все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания какой через- то этап.

  1. Жизненный опыт; 
  2. Рефлексия и наблюдение постоянное;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

обучения Тренинг построен по принципу «вложенности» для группы конкретной участников. Вначале выявляются их проблемы, изучение затем предоставленного материала внутри блока, дополнительные как вложения цикла Колба.

Рассмотрим Колба модель подробно:

1. Жизненный опыт. Имея опыт определенный, человек стремиться улучшить способности. знает, он, Возможно, к какому результату он приходит. Первый тренинга этап – мотивация, используются кейсы на выявления участников проблем: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их или навыков опыта. Тратится 10% учебного времени на: внимания концентрацию на новой теме, освещение необходимости и данного от пользы материала. Этап эффективно влияет на этого усвоение материала.

Пример: На тренинге «по продажам» определенных после упражнений тренер может указать на определенного отсутствие навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное Готовит. наблюдение слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся опыта и знаний, формируя его логическую структуру методов и навыков. Второй этап тренинга занимает 20% процесса учебного.

3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% рассчитано времени обучение: получение новых методик, навыков, знаний, необходимых для выполнения задач. генерируется Идеи, взаимосвязи выстраиваются между новой имеющимися и информацией навыками.

Очень хорошая китайская Когда: «поговорка я слышу, я могу забыть; когда я могу, я вижу запомнить; когда я делаю, я сразу Выводы!».

4. понимаю эксперимента. Последнему этапу отводится 20% времени учебного, проверка усвоения нового материала концепции созданной, модели. Оценивание полученных знаний, быть может: самостоятельное — каждый себе, тренером всей или командой обучающих. Оценка должна справедливой быть, наглядной. Присутствовать должна обратная которой, в связь отмечают положительные стороны обучения и тренеру к замечания. Он в свою очередь рекомендует продолжать изучение самостоятельное выбранной темы.

Проходя 4-е этапа круг, обучения модели Колба замыкается.

Цикл Колба обучения — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение обучения способа были выделены четыре вида английскими обучающихся исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от Колба цикла: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

тренер Только с высокой квалификации способен выделить их реакции по разновидность участников в процессе прохождения макро и циклов- микро Колба.

Источниками эффективности обучения активный является метод и фактор, связанный с циклом разновидность – Колба обучающих, которых разделяют личностный ресурс дефицитный, объединяют их в группу тренинга.

Пример: компенсирует деятель энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает аналитика работу; экспериментатор придает практическую направленность Модель.

концептуалиста Колба учитывается в макро-дизайне и дизайне-микро при создании тренинга высокого так. А качества же квалификация тренера, способного применить разновидность и синергизм этих типов в превосходной форме.

специалист Шведский Класа Мелландера предоставил свою основываясь, версию моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и человека восприимчивость;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • обработки Процесс – преобразование информации в опыт и понимание;
  • применение Дальнейшее – подходы из знаний, навыки в дело;
  • связь Обратная – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл Колба обучения — суммированный процесс имеющегося и приобретенного дальнейшим с опыта обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным Источник.

Преимущества саморефлексии

Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.

Навык саморефлексии помогает:

  • понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
  • выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
  • научиться принимать правильные решения;
  • раскрыть свой потенциал;
  • понять других людей;
  • избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
  • видеть проблемы на ранних стадиях;
  • изменить характер.

На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:

Данный этап называется также «проблематизация» в среде тренеров

Его цель заключается в том, что привлечь внимание обучаемых к теме, вызвать интерес, сформировать ощущение значимости данного вопроса. Также на этом этапе используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в данной теме и мотивировать их на приобретение новых знаний. Данный этап занимает 10% времени

Данный этап занимает 10% времени.

Закрепление (повторение) пройденного.

Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают участники. Он позволяет структурировать опыт участников и подготовить их к переходу к следующему этапу.

Данный этап занимает 20% времени.

Изучение нового материала.

Это основной этап, который подразумевает получение учащимися новых знаний и умений. Участники получают ответы на те вопросы, которые были озвучены в начале обучения и научаются способам их практического разрешения. В изучении нового материала желательно также использовать упражнения и практические занятия.

Данный этап занимает 50% времени.

Оценивание.

На данном этапе происходит оценка того, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки. Она может происходить в виде практических, тестовых заданий, обсуждений, кейсов.

Данный этап занимает 10% времени.

Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия).

Заключительный этап, в ходе которого тренер спрашивает, что было полезно, эффективно, собирает пожелания и побуждает к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Данный этап занимает 10% времени.

Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников. 

Типы участников:

Активист(Аккомодационный стиль, связка личный опыт-практика). Данный тип получает знания в первую очередь на основе своего опыт методом проб и ошибок. Они не любят теорию, предпочитая ей простые объяснения, которые они хотят сразу же испытать на практике.

Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.

Мыслитель(Дивергентный стиль, связка личный опыт-размышления). Этот тип, аналогично Активисту, также любит получать знания в простой форме, в виде непринужденного общения, однако он не спешит применять их на практике. Он старается разобраться до конца, задавая вопросы и многократно уточняя интересующие детали.

Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.

Теоретик(Ассимилирующий стиль, связка теория-размышления). Этот человек любит разбираться в теории самостоятельно, ценить основательность и структурность. Углубляясь в теорию, он иногда даже не доходит до практики.

Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.

Прагматик(Конвергентный стиль, связка теория-практика). Участник данного типа любит получать теоретические знания, однако для него принципиально важна их практичность. Он изучает лишь тот объем информации, который необходим для применения на практике.

Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.

Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания тренингов и интерактивных занятий. Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.

Цикл Колба в тренинге: структура Модель

занятия, позволяющая эффективно обучать взрослых нашла, людей применение в сфере управления персоналом. тренингов Большинство, направленных на повышение уровня квалификации обучение или сотрудников новым навыкам, построены образом следующим:

10 % длительности учебного процесса: выявление присутствующих мотивации, аргументация ценности данного курса (курса актуализация)

Это своеобразное вступление позволяет учащихся заинтересовать, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а указать также пользу или необходимость излагаемого Правильно. материала проведенный первый этап во многом успех определяет обучения в целом. Мотивация может сформирована быть с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-указывающих, вызовов участникам на то, что они не обладают опытом и навыками, необходимыми в конкретных ситуациях

Это инструмент важнейший, который предлагает цикл Колба. можно Пример привести следующий: на тренинге по деловому ведению и общению переговоров тренер намеренно провоцирует ситуацию конфликтную между участниками, показывая им, насколько коммуникационные их несовершенны способности и умение анализировать невербальные собеседника сигналы. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения что, того уже изучено на занятии. Эта обучения часть позволяет присутствующим сформировать последовательную структуру логическую навыков из несистематизированной информации. 50 % учебного подача: процесса и разъяснение новой информации. Этот наиболее этап важен, так как учащиеся новые получают навыки, знания и методики, которые нужны будут им для решения задач, поставленных в тренинга начале. 10 % времени: оценка проведенной работы. тренер Здесь оценивает степень и полноту усвоенных знаний участниками. В процессе оценки преподавателю следует принципов из исходить наглядности, справедливости и объективности. Только оценивание так сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему Оценки. обучению необязательно должны ставиться тренером, может это делать каждый учащийся или тренинга. 10 % команда: выводы. Это этап, на котором получает тренер информацию от учащихся (отзывы, замечания, усовершенствованию по предложения учебного процесса). Последней задачей можно преподавателя назвать формирование у аудитории мотивации к самостоятельному дальнейшему изучению материала

Мотивация может сформирована быть с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-указывающих, вызовов участникам на то, что они не обладают опытом и навыками, необходимыми в конкретных ситуациях. Это инструмент важнейший, который предлагает цикл Колба. можно Пример привести следующий: на тренинге по деловому ведению и общению переговоров тренер намеренно провоцирует ситуацию конфликтную между участниками, показывая им, насколько коммуникационные их несовершенны способности и умение анализировать невербальные собеседника сигналы. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения что, того уже изучено на занятии. Эта обучения часть позволяет присутствующим сформировать последовательную структуру логическую навыков из несистематизированной информации. 50 % учебного подача: процесса и разъяснение новой информации. Этот наиболее этап важен, так как учащиеся новые получают навыки, знания и методики, которые нужны будут им для решения задач, поставленных в тренинга начале. 10 % времени: оценка проведенной работы. тренер Здесь оценивает степень и полноту усвоенных знаний участниками. В процессе оценки преподавателю следует принципов из исходить наглядности, справедливости и объективности. Только оценивание так сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему Оценки. обучению необязательно должны ставиться тренером, может это делать каждый учащийся или тренинга. 10 % команда: выводы. Это этап, на котором получает тренер информацию от учащихся (отзывы, замечания, усовершенствованию по предложения учебного процесса). Последней задачей можно преподавателя назвать формирование у аудитории мотивации к самостоятельному дальнейшему изучению материала.

#1. Отстранение, или «чувствовать и наблюдать»

Стиль обучения: вдумчивое многостороннее осмысление.

Сильные стороны: воображение, интерес к людям и их мнению, эмоциональность. 

Ключевые характеристики. Люди этого стиля — мыслители, которые предпочитают наблюдать за ситуацией и рассматривать ее с разных сторон, чтобы полностью разобраться и тогда уже действовать. 

Они чувствительны, открыты, хорошо собирают информацию из разных источников и используют свое богатое воображение и культурный бэкграунд для решения задачи. 

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Оптимальные инструменты обучения: брейнсторминг, разработка новых концепций в группе с обсуждением, дискуссией и фидбэком по своим задачам.

Чаще всего это специалисты в области искусства и гуманитарных наук.

#4. Приспособление, или «чувствовать и действовать»

Стиль обучения: активное экспериментирование.

Сильные стороны: любопытство и желание получить новый опыт, энергичность, рискованность. 

Ключевые характеристики: отличная приспосабливаемость к меняющимся условиям и умение не теряться в неожиданных ситуациях.

Когда теория или план не работают, они откажутся от них и будут действовать по обстоятельствам, полагаясь в значительной степени, чем другие 3 типа, на свою интуицию. Их девиз: «Не попробуешь — не узнаешь». 

Оптимальные инструменты обучения: им с трудом дается запоминание сухих фактов, лучше обстоит дело с примерами и случаями из практики. В целом люди этого типа учатся на своих ошибках и все постигают через собственный опыт. 

Где работают чаще всего: менеджмент, маркетинг, продажи.

4-й действий — Проверка: этап, на котором вы видите, достигли ли вы действительно понимания и действуют ли ваши идеи на начала.

Я практике тестировать новую модель на практике. была Это одновременная работа с менеджерами для качества улучшения их обратной связи, с тренерами я использовала подход коучинговый и значительную часть своего времени и потратила я сил на комплекс мероприятий по изменению общей начинала.

Я культуры с не очень масштабных, локальных действий, иметь чтобы возможность в каждый момент скорректировать планы свои или конкретное поведение. Что конкретных касается результатов в этой ситуации — они обнадеживающими были и ситуацию с вовлеченностью людей в обучение переломить удалось. Что касается темы вовлеченности и как, мотивации основы — часть выводов подтверждалась  что, практикой-то не срабатывало так, как я планировала это, и заранее снова становилось почвой для размышления нового и осознания.

#3. Конвергенция, или «думать и действовать»

Стиль обучения: получение конкретного опыта.

Сильные стороны: применение теории на практике, скорость в изучении нового материала.  

Ключевые характеристики: их не очень интересуют люди и межличностные отношения, а также теории, которые сложно применить здесь и сейчас. Они прагматичны, им гораздо интереснее технические задачи, эффективность решения которых можно легко измерить. 

Оптимальные инструменты обучения: минимум теории, максимум практики и кейсов из реальной жизни. Обучающий процесс должен быть построен на практическом применении полученного знания. Инструмент оценивания — тесты с одним правильным ответом, без длинных эссе.

Чаще всего это технические специалисты и аналитики, работающие с цифрами. 

Инструменты, которые мы используем

С самого начала и до сих пор «Стратоплан» проводит свои онлайн-занятия в режиме отключенных экранных комментариев, то есть наши студенты не могут видеть комментарии друг друга

С одной стороны, это мешает общению слушателей во время онлайн-обучения, но, с другой стороны – оно (общение) их не отвлекает, а все внимание сосредоточено только на занятии

Второй инструмент, который мы используем – методика подачи информации в режиме HD-трансляции: тренер раскрывает тему, используя флип-чарт. Аудитория по ту сторону экрана более внимательна к материалу, так как не знает, что преподаватель изобразит на флип-чарте в следующий момент. Такой прием работает эффективнее статичных слайдов.

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика — это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.

Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.

Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:

  1. Непосредственный опыт
    (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
  2. Наблюдение
    и
    рефлексия
    (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
  3. Формирование абстрактных концепций и моделей
    (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Активное экспериментирование
    (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.

В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector