Негосударственные вузы
Содержание:
- Больше мотивированных студентов
- Частные ВУЗы, когда появились в России
- Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
- Поступать ли в частный вуз?
- Оцените каждый вуз отдельно
- Памятка для студентов
- Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
- Минимум отличий
- Частные ВУЗы, плюсы и минусы
- Реорганизованные вузы
- Вузы, лишенные аккредитации
- Неэффективные вузы
- Меньше консерватизма
Больше мотивированных студентов
По словам Виктора Кудрявцева, в государственных и частных вузах несколько отличается студенческая среда.
— В государственных вузах, особенно малопрестижных, учится не мало тех, кто пришел просто за дипломом — лишь бы что закончить. Соответственно, работать дальше по специальности они не предполагают, студенческая среда — не развивающая, а, скорее, демотивирующая, — пояснил эксперт. — В ведущих частных вузах большинство студентов мотивированы на учебу, потому что их родители за обучение платят и, конечно, цель таких студентов — получение востребованной сегодня и в будущем профессии и практических навыков. Да и студенческое сообщество в частных вузах, пожалуй, более активно и энергично. Так у человека формируется лидерское начало.
Евгений Федоров
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
Частные ВУЗы, когда появились в России
Точной информации о том, что в России первым частным ВУЗом был ВУЗ такой-то и основан он был тогда-то я не нашел. Но это не мешает мне написать об этом явлении в общем. Если говорить в общем, то можно утверждать, что первые частные ВУЗы стали появляться в России в 1990-х годах.
Кто-то митинговал, а кто-то открывал частный ВУЗ
Времена были смутные, потому большая часть частных ВУЗов работала не долго, открывались в большом количестве и закрывались в большинстве своём достаточно быстро. Но такие уж были времена, когда все, кто мог, старались получить деньги любым способом, а если он окажется ещё и законным, то вообще красота.
В настоящее время с частными ВУЗами всё несколько лучше, НО! Если Вы решили поступать в частный ВУЗ, обязательно проверьте аккредитован он или нет, а также есть ли у него лицензия на преподавательскую деятельность. Если данные документы отсутствуют, то такой ВУЗ не сможет выдать Вам диплом государственного образца, а значит и учиться в нём смысла не имеет. Так, от истории я уже плавно ушел, пора новый подпункт статьи начинать.
Отличия дипломов частного и государственного ВУЗов.
Тут не всё так просто, поскольку частные ВУЗы делятся на 2 категории:
- ВУЗы, имеющие государственную аккредитацию;
- ВУЗы, не имеющие государственной аккредитации. Либо, лишенные её.
- Диплом государственного ВУЗа, прошедшего государственную аккредитацию. Только на таком дипломе ставят гербовую печать.
Диплом такого вида отвечает всем требованиям и условиям. Работодатели могут принять такой диплом в качестве небольшого плюса для человека, устраивающегося на работу. Но на самом деле, большинству работодателей абсолютно всё равно и на цвет диплома, и на название учебного заведения, которое Вы закончили.
- Диплом коммерческого вуза с государственной аккредитацией, так же соответствует всем правилам и нормам.
Некоторые работодатели могут считать, что такой диплом хуже, чем диплом государственного ВУЗа, но с точки зрения закона такой диплом ничем не хуже государственного. Заверяются такие документы собственной печатью Вуза.
- Диплом установленного образца, некоммерческого вуза выдается лишь тем учреждениям, которые, к сожалению, не прошли аккредитацию, и так же заверяется собственной печатью Вуза.
Таким образом, повторюсь, но всё же сделаю это, главное, чтобы частный ВУЗ имел аккредитацию.
Один из частных ВУЗов, лишившихся аккредитации
Участники рейтинга из Москвы показать весь рейтинг
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | |
2. | Московский физико-технический институт (государственный университет) | |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет `МИФИ` | |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ | |
8. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | |
11. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ | |
15. | Финансовый университет при Правительстве РФ | |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | |
18. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | |
19. | Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина | |
20. | Российский университет дружбы народов | |
22. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова | |
23. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова | |
24. | Национальный исследовательский университет `МЭИ` | |
25. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации | |
34. | Московский государственный лингвистический университет | |
35. | Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) | |
37. | Московский государственный строительный университет | |
45. | Московский педагогический государственный университет | |
48. | Российский государственный гуманитарный университет | |
51. | Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева | |
60. | Национальный исследовательский университет «МИЭТ» | |
61. | Московский государственный технологический университет `СТАНКИН` | |
63. | Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) | |
64. | МИРЭА — Российский технологический университет | |
71. | Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева | |
74. | Московский государственный областной университет | |
75. | Государственный университет управления | |
80. | Московский городской педагогический университет | |
95. | Российский новый университет |
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило ежегодный рейтинг 100 лучших вузов России. Рейтинг выявил противоречие между приоритетами вузов и ожиданиями студентов: руководство вузов озадачено тем, как нарастить количество научных публикаций, для студентов же главная проблема – слабая связь университетов с работодателями.
Полная версия рейтинга: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2019
Поступать ли в частный вуз?
Виктор Кудрявцев считает, что да — если он вас устраивает.
— В государственном вузе всего три формата обучения: очное, заочное и вечернее. В частном к ним добавляется дистанционное и смешанное обучение, учеба по выходным и т. д., — пояснил эксперт. — Частные университеты конкурируют с известными государственными, поэтому они более гибкие и нередко, чтобы выжить на рынке высшего образования, дают студентам профессии будущего, — пояснил эксперт. — Качество фундаментальных знаний, которые дают в частных вузах — примерное такое же, как в государственных, а качество современных знаний и навыков — нередко выше. У частных вузов, на самом деле, просто нет другого выхода кроме как готовить более квалифицированных специалистов. Другой вопрос, что не у всех это получается.
Оцените каждый вуз отдельно
Руслан Ткаченко, председатель Московского городского Родительского комитета, рассуждает:
— Лично я советую выбирать не между частным и государственным вузом, а выбирать вуз в принципе, не особо обращая внимание на его форму собственности. Я сам преподавал в нескольких вузах и среди них был один частный
Он совсем небольшой, камерный, но очень дорожил и дорожит своим именем. Сдать экзамен или зачет за взятки — не говоря уже о покупке диплома — там было невозможно. Двух студентов, помню, просто отчислили за то, что они пытались подкупить преподавателей! Один мой студент — а он учился в трех вузах — помню, удивлялся: «это первое место, где я ничего не могу купить».
Эксперт также советует:
— При выборе вуза обращайте внимание на материально-техническую его базу. Если вы получаете сугубо техническую специальность, то, наверное, имеет смысл выбрать заведение государственное: там обычно лучше техническая база
Если же направление гуманитарное, то наличие какого-то современного оборудования особого значения не имеет.
Памятка для студентов
Статус вуза |
Что это значит? |
Что с этим делать? |
Лишен лицензии |
Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней |
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения |
Лишен аккредитации |
Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца |
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения |
Реорганизован |
В вашем дипломе будет написано название нового вуза |
Продолжать учиться |
Неэффективен |
Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза |
Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации |
Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:
Обратите внимание на продолжительность работы вуза. Чем дольше он находится на рынке образовательных услуг, тем выше уровень доверия.
Изучите договор
Если есть знакомый юрист, попросите помочь разобраться в каждом пункте. Самое главное, на что стоит обратить внимание – здесь не должно быть пункта об увеличении цен в ходе обучения. Хорошо, если нет и других двусмысленных и плавающих пунктов.
Изучите преподавательский состав. Большой процент именитых личностей и людей с научными званиями и степенями говорит о том, что люди заботятся о своей репутации и не будут сотрудничать с ненадежной организацией.
Узнайте, есть ли у вуза программа по трудоустройству выпускников. Сотрудничество с определенными работодателями поможет дипломникам быстро найти место для применения новых знаний.
Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:
Государственный вуз (имеющий аккредитацию) | Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию) | |
Государственная аккредитация | ||
Государственный диплом (диплом установленного образца) | ||
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ) | ||
Отсрочка от армии | ||
Стипендии (при наличии бюджетных мест) | ||
Оплата обучения материнским капиталом | ||
Студенческие льготы | ||
Учреждён физическими и/или юридическими лицами | ✘ | |
Учреждён РФ или субъектом РФ | ✘ |
Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции
Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д
Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.
Минимум отличий
— Отличий между частным и госвузом, на самом деле, не так уж много, — рассказывает кандидат экономических наук Виктор Кудрявцев. — В негосударственных вузах, имеющих лицензию, тоже есть бюджетные места. Они распределяются по итогам открытого конкурса Министерства науки и высшего образования РФ. Участвовать в конкурсе могут все вузы, у которых есть лицензия. Если министерство устраивает учебная программа, материальная база, квалификация преподавателей — вуз получает бюджетные места. И вы вполне можете на них учиться — если пройдете по конкурсу.
Также, как пояснил эксперт, студенты негосударственных вузов имеют все обычные студенческие льготы. Например, отсрочку от армии, если учишься очно — по аккредитованной образовательной программе бакалавриата, специалитета или магистратуры. А еще — право на льготный проездной, более дешевые билеты в государственные музеи и театры.
— Больше того: студентам негосударственных вузов, которые учатся очно и на бюджетных местах, точно так же платят стипендию, — пояснил Виктор Кудрявцев.
Частные ВУЗы, плюсы и минусы
О существовании частных ВУЗов я узнал в примерно 2011-2012 году от девушки, которая его закончила некоторое время назад. Сам я в то время учился в большом Федеральном Университете и у меня это несколько не укладывалось в голове. Ну узнал и узнал, если бы сам не поступил после этого на второе высшее образование в частный ВУЗ, то и не вспомнил бы. Но это всё лирика. Если говорить по сути, то для того, чтобы разобраться лучше я почитал другие статьи, посмотрел, что предлагают частные ВУЗы и сформировал некоторый набор плюсов и минусов.
Начну, пожалуй, с плюсов, но некоторые из них являются и минусами, позже поймете почему. Итак, плюсы частных ВУЗов:
- В частных ВУЗах, как не странно, встречаются бюджетные места. Возможно, это ложь, но как тут проверишь…
- Оплата за обучение в частных ВУЗах ниже, чем в государственных. Вот это точно. Но учитывая то, что в государственных ВУЗах бюджетных мест больше, чем платных, не знаю плюс ли это.
- Отношение к студентам гораздо мягче. Отчислять не хотят до последнего. Я сейчас учусь в частном ВУЗе, да ещё и дистанционно, если сравнить с обучением в государственном ВУЗе, да ещё и на бюджете, это просто небо и земля. Из ВУЗа, где я получал первое образование, меня бы давно уже отчислили.
А вот теперь минусы частных ВУЗов. Но их будет не так много.
- Требования ниже, а также ниже и качество преподаваемого материала. Хотя неправильно сказал, есть преподаватели, которые стараются выдать материал максимально качественно, но потом проверяют контрольные, курсовые и прочие работы «закрыв глаза». Таким образом, можно и получить знания, но студент, он такое существо, что если не пинать, то делать ничего не будет.
- В большинстве случаев за обучение придется платить. В государственных ВУЗах можно и на бюджете учиться.
- Отношение работодателей. У каждого работодателя оно может быть своё, но, думаю, диплом государственного ВУЗа выглядит всё же серьезнее, чем диплом частного.
Подводя итог всему написанному хочется сказать, что если Вы выбираете куда поступить после 11 класса – в частный или государственный ВУЗ, то я советую всё же государственный ВУЗ. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru
Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.
(Visited 958 times, 1 visits today)
Реорганизованные вузы
Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.
Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:
- РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
- МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
- МАТИ им. К. Э. Циолковского стал структурным подразделением МАИ;
- ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
- МГГУ им. М. А. Шолохова присоединился к МПГУ;
- на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.
На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.
Вузы, лишенные аккредитации
Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.
Выборка вузов, которые недавно лишились аккредитации:
Сокращенное название |
Полное название |
г. Москва |
|
ИСНГ |
Институт Содружества Независимых Государств |
ИЖЛТ |
Институт журналистики и литературного творчества |
МАЭП |
Московская академия экономики и права |
МСИ |
Международный славянский институт |
Московский институт банковского дела |
|
МГТА |
Московская гуманитарно-техническая академия |
Первый московский юридический институт |
|
г. Санкт-Петербург |
|
БИЭПП |
Балтийский институт экологии, политики и права |
ИТиД |
Институт телевидения, бизнеса и дизайна |
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии |
|
ЭКИДА |
Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования |
СУРАО |
Смольный институт Российской академии образования |
Регионы |
|
ИМЭФ |
Астрахань: Институт мировой экономики и финансов |
УИКиП |
Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права |
УрФЮИ |
Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт |
Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний |
|
КИФЭИ |
Казань: Казанский институт финансов, экономики и информатики |
КСЭИ |
Краснодар: Кубанский социально-экономический институт |
РФЭИ |
Курск: Региональный финансово-экономический институт |
Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса |
|
НПА |
Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия |
СНИ |
Новосибирск: Сибирский независимый институт |
НИЭПП |
Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права |
ТИБ |
Томск: Томский институт бизнеса |
ПРИАБ |
Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса |
Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина |
Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.
Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.
Неэффективные вузы
Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:
- образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
- научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
- финансово-экономическая деятельность;
- процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
- зарплата преподавательского состава;
- численность приведенных студентов (для филиалов);
- дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).
Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.
Для того, чтобы узнать уровень эффективности интересующего вуза, нужно прокрутить главную страницу вниз и после раздела с регионами указать полное название вашего института в поисковой строке.
Страница «Высшей школы экономики» (г. Москва) — здесь можно сравнить показатели выбранного вуза со средними показателями
В итоге, кроме общих сведений — адреса, сайта, филиалов — и указанных выше критериев эффективности вы узнаете об инфраструктуре вуза, его международной деятельности и роли в системе подготовки кадров для региона .
«Неэффективными» могут быть признаны не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга стоит посмотреть на рейтинг вуза, поискать отзывы студентов и изучить преподавательский состав.
Меньше консерватизма
По словам Руслана Ткаченко, одна из проблем государственных вузов — слишком высокий консерватизм, если не сказать закостенелость.
— Я в свое время закончил государственный институт и ушел на вольные хлеба — работал в разных отраслях, в том числе директором. А мой соученик остался в вузе в качестве преподавателя. И вот я вернулся в вуз, который закончил, и тоже стал преподавать. Причем учил студентов тому, чему сам научился на опыте, — рассказывает эксперт. — Мой соученик, а теперь коллега, говорит: «Я здесь был аспирантом, потом доцентом, теперь я кандидат наук, а ты кто? Да чему ты научить можешь?» А я ему ответил: «А чему можешь научить ты, если из этих стен в жизнь вообще не выходил?» Вот в государственных вузах, к сожалению, немало преподавателей, которые отлично знают теорию, но слабо представляют практику бизнеса, отрасли.
Виктор Кудрявцев добавляет:
— Есть и другая проблема. В государственных вузах нередко используются не сильно адаптированные к современности классические методики преподавания, написанные много лет назад. Да и преподавательский состав часто возрастной. Эрудиция таких педагогов обширна, но нередко их понимание профессии мало соотносятся с актуальной действительностью. В негосударственных же вузах, как правило, преподаватели моложе, среди них много практиков, которые глубоко разбираются в том, какие знания сейчас нужны, а какие ушли в прошлое.